Проповедь
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!
ВСЯ ЖИЗНЬ православного христианина проходит под покровом Креста Господа нашего Иисуса Христа. Крестное знамение предваряет все наши дела. С крестным знамением человек родится и уходит в жизнь вечную. Поклонение Кресту Господню отличает православного христианина от сектантов, для которых Крест — это обличение их заблуждений.
Крест Христов — это не орудие казни, как утверждают неверующие. Действительно, враги Иисуса Христа хотели распятие на кресте изобразить как позорную казнь, но на самом деле эта казнь явилась победой Христа над смертью, а сам крест стал символом святости и великой любви, символом победы над адом.
Христос, чтобы исполнить волю Отца, положил начало Царству Небесному на земле, возвышая людей до участия в Божественной жизни. Христос собирает людей в семью Божию. Он привлекает их к себе словом, знаменьями и посылая к ним Своих учеников. Приход Своего Царства Христос осуществляет великой тайной Своей Пасхи, смертью крестной и воскресением. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Пришествие Царства Божия есть поражение царства сатаны. Крестом Христовым будет окончательно установлено Царство Божие. «Бог царствует с древа» — поется в древнем гимне, и мы должны быть верными подданными Его.
«Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8, 34). Путь за Христом труден, на нем много препятствий как в силу человеческой природы, так и по козням темных сил. Отвергнуться себя — это означает отказаться от безрассудной любви к себе, не замечающей недостатков, и подвергнуть себя строгому испытанию, удаляя прирожденные пагубные наклонности и желания, подчинить гордый разум в послушание веры. Не хвалиться своими достижениями в мастерстве, науке и т.п., а возносить за них хвалу Богу, помогающему нам.
Путь следования за Христом имеет существенные отличия от той широкой и проторенной дороги, по которой, к сожалению, идут очень многие. На нем верующие видят помогающие им путеводные указания.
Во-первых, это постоянное обращение в мыслях к Богу, благодарность Ему за те блага, которые мы постоянно получаем, часто не замечая этого. Чтение христианской литературы и изучение всего того, что помогает совершенствовать свою мирскую работу на благо людям. Отказ от безделья, траты свободного времени на пустые разговоры и просмотр примитивных телевизионных программ.
Заботясь о своем теле, не становиться рабом его потребностей, ограничивая их, но помнить, что ослабление тела может привести к ослаблению душевных сил, как предупреждал преподобный Серафим Саровский.
Избавляться от вредных пристрастий к табаку, алкоголю, от чрезмерного увлечения половой жизнью. Быть в пище умеренными, предпочитая натуральные продукты.
Во-вторых, необходимо стараться помогать ближним в их горе и страданиях, особенно больным, престарелым, детям, не имеющим родительского попечения. Чаще прислушиваться к своему сердцу, как учили святые отцы: оно подскажет, как быть милосердным к другим людям. Не все представляют себе, что мы грешим не только дурными поступками и мыслями, но и леностью сделать доброе дело, когда оно вполне посильно нам.
В-третьих, нужно прощать ближним все прегрешения их перед нами, все обиды, оскорбления, осуждения, насмешки. Людей, сделавших нам зло, не нужно осуждать, так как только Бог — судья, но нужно молиться за них, как молился Иисус Христос за тех, кто распинал Его на кресте. Однако вступаться за обижаемых, особенно немощных, необходимо.
В-четвертых, переносить все неприятности, болезни, искушения без ропота, без зависти к тем, кто здоров и благополучен. Христианин должен помнить, что Иисус Христос много терпел на земле от заблудших тварей своих. Поэтому наши невзгоды означают то, что мы идем по пути Христову. Премудрый Соломон сказал: «Не пренебрегай наказания Господня. И не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо кого любит Господь, того наказывает. И благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи 3, 11-12).
Если же явный грешник не наказывается, то это значит, что он полностью предался в руки сатаны и отошел от Бога. Наказание не минует его в загробной жизни.
В-пятых, довольствоваться тем, что заработано честным трудом. Не присваивать себе чужого труда. В молитве Господней мы просим: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть дай нам то, что необходимо нам, понимая под хлебом всё, в чем мы действительно нуждаемся в повседневной жизни.
Благочестивый православный христианин, размышляя о своей жизни, всегда найдет какие-то изъяны которые он и постарается исправить.
Во время четыредесятницы, в самой середине её, в храмах выносится на поклонение Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому Неделя третья Великого поста называется Крестопоклонной. Весь Великий пост наполнен глубоким духовным содержанием, так и в третьей неделе святая церковь, призывая к поклонению кресту, напоминает о том, что Иисус Христос требует от нас подвигов спасения. Беда в том, что некоторые из нас и в дни поста остаются холодными сердцем, думают больше не о покаянии, а о земных заботах или даже развлечениях. Остаются праздными в духовном смысле, забывая о духе сокрушения и покаяния, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Поэтому церковь напоминает нам, что осталась еще половина поста, которую мы можем посвятить умерщвлению наших грешных помыслов и деяний. Перед крестом обратимся к Спасителю, прося Его помочь нам в этом: «Владыко Человеколюбче, пособием креста лодаждъ нам прейти остальное время ношения в умилении; язвою Твоею исцели страсти душ наших; гвоздьми Твоими изгвозди сластныя и страстныя наши похотения».
Для тех, кто старательно постится телесно и духовно, пост может оказаться трудным. Лобзание честного креста Господня и упование на благодатную помощь креста укрепляет нас в подвиге душевного спасения. Но при этом нужно тщательно осмотреться в своем сознании: не загордились ли мы своим благочестием? Не считаем ли себя выше тех, кто, по нашему мнению, недостаточно постится? Такие мысли разрушают все наши предыдущие старания. Как сказал апостол Павел: в деле своего душевного спасения ничем не хвалитесь, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа.
К кресту прибегаем, кресту поклоняемся: «О пречестный и животворящий крест Господень! Помогай нам со святой Госпожой Богородицей, со всеми святыми во веки веков. Аминь».
Схиигумен Сергий (Златоустов),
насельник Раифского монастыря