Святыни


11.09.2004

Из истории иконы

Чудотворная икона Божией Матери «Грузинская»...  Наверное, нет никого, кто, бывая в Раифе, не поклонился бы этому образу. Перед ним возносятся теплые молитвы паломников из разных уголков России и других стран мира. И для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица! История этой Чудотворной иконы удивительна...

 У образа Пречистой Владычицы нашей в Грузинском соборе Раифского монастыря. Фото Георгия Розова

Кондак 1

Избраннец от всех родов, Божией Матери и Царице пред пречистым Ея образом, со умилением хвалебная пения приносим: Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас Тебе зовущих: Радуйся, Невесто Неневестная.

В 1622 году

персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и икона Божией Матери «Грузинская», украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии.

Когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю).

После 1661 года,

когда началось фундаментальное строительство Раифского монастыря, Казанский митрополит Лаврентий пожелал дать на благословение устрояемой пустыни Раифской икону Божией Матери «Грузинская». Он отправил одного из лучших иконописцев в селение Черную Гору, находящуюся в 16 верстах от города Холмогор Архангельской губернии, для снятия точного списка с чудотворной иконы.

Выбор его был не случаен. До назначения в Казань он служил на севере — в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской области (Архангельской области). В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие.

Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

По принесению в Казань списка иконы митрополит Лаврентий в сопровождении начальников и бесчисленного множества народа лично препроводил икону во вновь отстроенный Раифский монастырь.

Как повествуют старинные монастырские предания,

уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной.

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы «Грузинския», снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза, по оценке ювелиров того времени, стоила более 10 тыс. рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

При закрытии обители во времена безбожной советской власти икону спасли учёные Казанского университета. Найдя образ среди мусора на полу разорённого храма, они передали его в храм Ярославских святых на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

См. также раздел "История Грузинской иконы Божией Матери"