Святыни


25.10.2007

Два дня в дивном Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — место для православных почитаемое. Сюда, в небольшой районный центр в Нижегородской области, ежедневно едут сотни паломников, как просто и сердечно говорят верующие, к батюшке Серафиму. Здесь в Троицком соборе хранится рака с мощами этого святого угодника.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СВОБОДА»

Мы едем из Казани на машине, и главное развлечение в дороге — читать указатели. В Нижегородской области до сих пор очень любят прилагательное «советский», и огромное количество населенных пунктов так и называются. Едем мимо указателя дороги в сторону Болдино, едем мимо совсем уж любопытной надписи, гласящей «Вадский район» — сделайте интервал между буквами «в» и «а», что получится? Жутковато! Совсем рядом с очередным указателем «Вад», позже оказывается, что это всего лишь неширокая, но полноводная речка, видим совсем уж заманчивую надпись — «Свобода». Так называется поселок направо от дороги. Любопытно, как там у них, все свободны?

По краям дороги то и дело видны ведра с яблоками и картошкой, банки с медом да надписи на картонках, гласящие, что здесь можно купить малосольные огурцы. Вот и все, чем богата российская глубинка, где почти что не встречаются иномарки. Бабушки-дедушки сидят у своих домишек в тени, предоставляя проезжающим брать их товар, складывая деньги куда-нибудь под банку.

Остановку делаем только один раз — в Арзамасе, тихом городке, где на фоне одноэтажных домиков и затененных липами улиц возвышается громада собора, очень напоминающая копию собора Святого Петра в Ватикане, такую, конечно, как ее могли воспроизвести в российской глубинке. Заходим в собор — сердце замирает от величия и вида черно-белых, почти графических росписей. К счастью, храм этот никогда не закрывался.

В пути проходит еще час, в течение которого на дороге то и дело попадаются плакаты с изображением Дивеевского монастыря, и мы въезжаем в Дивеево.

ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

По преданию, у Богородицы на земле было три удела — Иверия, Святая гора Афон и Киевско-Печерский монастырь. Начало четвертого удела было также положено в Киеве - в середине ХVIII века сюда приехала богатая рязанская помещица Агафья Мельгунова, здесь она, в молодом возрасте лишившись мужа, приняла постриг с именем Александры и жила в женском монастыре под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды ночью после длительных молитв матушка Александра сподобилась увидеть Богородицу, которая сказала: «Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою».

Старцы Киево-Печерской Лавры признали видение истинным, и мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в одну из самых знаменитых русских обителей — Саровский монастырь. Он находился в глубине дремучих лесов, на месте слияния двух небольших речек — Саровки и Сатиса. Место было необычайно красиво, и еще задолго до прихода сюда иероскимонаха Иоанна, основателя этой обители, местные жители слышали из-под земли колокольный звон и видели столп света, указывающий на святость этого места. Монастырь этот отличался строгостью устава, и посещали его тысячи богомольцев.

Матушка Александра остановилась отдохнуть, не доходя до Сарова 12 верст, — у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь, находясь в легкой дремоте, она снова увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... И Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной».

Матушка Александра перебралась жить в Дивеево, продав свое имение. Здесь она начала строительство монастыря. Начинался он с трех келий — в одной жила сама матушка, в другой — три послушницы, третья была отдана паломникам. После того как матушка заболела, она по ее просьбе была пострижена в схиму. После ее кончины монахинь стали опекать саровские старцы, среди них был и иеродиакон Серафим, будущий почитаемый русский святой.

«СЕРАФИМ» — ЗНАЧИТ «ПЛАМЕННЫЙ»

Сердце преподобного Серафима горело пламенным огнем любви к людям и Божиему миру. “Радость моя, Христос воскресе!” — так он встречал приходящих к нему. Для него каждый человек был радостью, он видел в нем подобие Божие. А каждый день, проведенный на земле, - подарком. Более тридцати лет Серафим Саровский провел в лесу, пребывая в дневной и ночной молитве. Он прошел и через пустынножительство, через невинные страдания, столпничество (моление на камне), через молчальничество и затвор. В 1825 году старец, по благословению Царицы Небесной, вернулся на служение к людям. Он наставлял, утешал, исцелял, ему были свойственны удивительные предсказания и прозрения. К его лесной келье стекались сотни паломников со всей России, которые получали исцеление и утешение. Любопытно, но одним из главных грехов батюшка Серафим считал грех уныния.

В Дивеево. Фото из сети Интернет

Небольшая обитель, созданная матушкой Александрой, из года в год росла и увеличивалась, строились новые храмы. В начале прошлого века старец был канонизирован, и поток паломников стал еще больше. Но в 1927 году начался разгон обители, сестры были вынуждены покинуть ее, к счастью, успев сохранить некоторые святыни. Они селились неподалеку от разоренной обители, и молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась ни на один день. Возрождение Дивеево началось в 1991 году, когда было объявлено о воссоздании Серафимо-Дивеевского монастыря. Сейчас в нем живет около 450 сестер, есть еще и послушницы, и трудницы.

ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ
 

В Дивеево будет построена гостиница для паломников

Нижегородская епархия планирует к маю 2008 года в поселке Дивеево (Нижегородская область) построить гостиницу для паломников.

Об этом архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий сообщил журналистам после совещания попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.

По его словам, планируется, что гостиница будет рассчитана на 60 мест.

Владыка Георгий отметил, что средства на строительство будут собраны как за счет пожертвований, так и за счет средств Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Кроме того, он сообщил, что к сентябрю 2008 года предполагается завершить реставрацию Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Улицы Дивеево довольно-таки скучные. Домики, деревянные и из силикатного кирпича, — далеко не архитектурные шедевры, но, тем не менее, земля здесь дорогая. Многие из представителей столичного бомонда покупают здесь и участки, и уже готовые дома. Есть в Дивеево домики у Пугачевой, Толкуновой, Бичевской, других «звезд». Считается, чем ближе к монастырю, тем больше шансов спастись.

Проблем устроиться на ночлег нет — есть и монастырские гостиницы, есть и мирские. Наш отель находится в десяти метрах от бокового входа в обитель. Трехэтажный домик номеров на двадцать стоит в окружении деревянных домишек, а перед его фасадом разгуливают куры. Номера вполне европейские — холодильник, мини-бар, душевая кабинка, плазменный телевизор.

Первое, что бросается в глаза на территории обители, — огромные белые голуби, которые, кажется, не боятся людей, разгуливая почти у нас под ногами. Мы проходим к внушительному Троицкому собору, где в раке покоятся мощи Серафима Саровского. В этот час в храме немного верующих, и мы свободно подходим к раке и прикладываемся к мощам угодника.

Потом наступает то, без чего верующие не уезжают из обители — мы идем с молитвой по Канавке. Царица Небесная, явившись преподобному Серафиму, повелела основать Мельничную обитель и обнести место канавою и валом, причем сделать это должны были непременно сестры. Как говорил Серафим Саровский, Канавка — это стопочки Божией Матери, Она обошла ее, взяв Себе в Удел. «Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил батюшка Серафим.

Перебирая четки, медленно двигаюсь по Канавке, читая «Богородицу», и вдруг в середине пути душу охватывает необыкновенная легкость и радость от всего находящегося рядом — закатного солнца на куполах, запаха цветов, семейства божьих коровок, ползущих по перилам ограды.

Вечером еще успеваем съездить на источник, в то место, где жил Святой Серафим. Здесь сейчас построена деревянная часовня и купальня, здесь можно испить холодной и очень вкусной воды.

А ночью в отеле сквозь сон слышу, как бьют часы на монастырской башне, а под утро начинают перекликаться петухи — такой забытый и, кажется, уже нереальный звук.

Утром рано снова идем в Троицкий собор и — великое везение — имеем возможность приложиться к открытым мощам батюшки Серафима. А потом еще одно посещение Канавки, чистую дорожку на которой метет, улыбаясь своим мыслям, монахиня.

Ранним утром в монастыре уже идет своим чередом жизнь, и сотни верующих заполняют храмы, выстраиваются в длинные очереди к ларечкам, где заказывают требы. Здесь не принято говорить о том, что Дивеево — паломнический центр. Этот монастырь — центр паломничества, потому что в нем идет живая и естественная монастырская жизнь, жизнь духовная, которая притягивает людей. Вот бы вспомнить об этом людям, которые пытаются построить фантасмагорический паломнический центр в Казани, забывая о том, что верующие едут просто к святыням, просто помолиться. Многолетний опыт Дивеево неплохо было бы перенять и казанцам.

Помните, как говорил батюшка Серафим, приветствуя приходящих к нему? «Христос воскресе!» звучало из его уст ежедневно. Каждый день из его сердца изливалась пасхальная радость — и так в Дивеево до сих пор.

Татьяна Мамаева,
"Время и Деньги"