Святыни


04.09.2011

Сказание об иконе "Грузинской"

История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом.

 

При правлении царя Алексея Михайловича молва о чудесных исцелениях образа «Грузинская» подвигла размножить икону в точных с нее списках.

Первый список был сделан в 1654 году. Он находился в храме Животворящей Троицы, что в Никитках близ Варваринских ворот в Москве.

Второй известный список принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, что стал на месте будущего Храма Христа Спасителя. Известно, что молитвами монахинь этого монастыря перед образом в 1655 году была остановлена в Москве эпидемия чумы.

Третий известный список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Его высоко почитали царственные особы: императрица Анна Иоанновна, царь Александр I и др. Сегодня этот святой образ с благословения Святейшего Патриарха Алексия II находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на Большой Алексеевской улице в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Четвертый чтимый список с Грузинского образа был сделан для Раифской обители Казанской епархии. В 1670 году митрополит Казанский Лаврентий заказал список одному из лучших казанских иконописцев. Список был так тщательно сделан, что уже во время перенесения иконы из Казани в Раифу стали происходить чудесные исцеления. Есть множество свидетельств того, как этот образ возвращал зрение слепым, очищал беснующихся, исцелял больных.

Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

Икона Божией Матери «Грузинская-Раифская», хранимая в Раифском монастыре

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.

Уже к середине 17 века Грузинская икона почиталась как Чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России, например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою».

В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милост».

Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной.

Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города.

Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней.

«В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви...»

С возрождением Раифской обители, когда чудотворный образ вернулся в свой соборный храм, построенный по проекту М.П. Коринфского в 1835-1842 гг., со времени возобновления в 90-х годах XX века монастырской жизни, история чудесных исцелений возобновилась и продолжается по сей день для всех, кто приходит к Владычице.

Известно немало и других списков иконы, несущих благодать для тех, кто приходит к ней с верою.

Георгий Мюллер, историк