Святыни
Явление отроковице Матрене
«В меру и подобия чудотворного образа». Так писали мастера на списках с явленных икон. Пожалуй, ни один из них не вызывает таких споров, как хранящийся в Ватикане образ Казанской Божией Матери.
...23 июня 1579 года Казань посетило страшное бедствие — пожар. Огонь истребил часть города возле Кремля, государев двор, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада. Вскоре после пожара десятилетняя Матрена, дочь стрельца Онучина, рассказала родителям, что видела во сне Божию Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома, — там скрывается Ее Пречистый Образ.
...Девочка нашла икону. Образа не коснулась копоть, он был написан такими яркими красками, словно только что его закончил иконописец. Икона была отнесена в церковь Николы Тульского. Это событие совершилось
8 июля по старому стилю, теперь в этот день Церковь чествует явление иконы Казанской Божией Матери.
Вскоре после молитвы обретенному образу начали происходить исцеления больных. Архиепископ приказал сделать точную копию с иконы и отправить с докладом к Ивану Грозному. По приказу царя на месте явления иконы был основан женский монастырь. В числе первых сестер обители была Матрена, принявшая в монашестве имя Мавры. По преданию, она стала первой настоятельницей обители.
...Прошло около пятидесяти лет, за помощью к Казанской иконе обратились москвичи. В 1612 году список с Казанской Чудотворной иконы помог спасти Москву от поляков, укрепив тем самым на Руси православие. С тех пор установлен второй день почитания иконы — 22 октября по ст.стилю.
А женский монастырь в Казани, где находился чудотворный образ, рос и креп, привлекая паломников. Все, кто приезжал в Казань, шли поклониться общерусской святыне. Украшалась драгоценная риза на иконе. Екатерина II, отслужив у образа литургию, возложила на нее и на икону Спасителя бриллиантовые коронки. Праздничная риза иконы Казанской Божией Матери была сплошь унизана жемчугом, на ней насчитывалось около пятисот бриллиантов, ста алмазов, более тысячи других драгоценных камней.
великое святотатство
Летом 1904 года из собора Богоявленского женского монастыря группой злоумышленников была похищена Чудотворная икона Казанской Божией Матери. Опубликованные материалы суда не оставляют сомнений в именах виновных, как и в том, что воров больше интересовала драгоценная риза. Икона же, находившаяся под ней, была разрублена и сожжена. При обыске в доме у одного из святотатцев были найдены в печке 17 петель, обгорелые жемчужины, кусочки слюды (которой, как известно, покрывался Лик), загрунтовка и фрагменты ткани.
Святотатцы получили разные сроки каторжных работ, и только охрана спасла их от самосуда разгневанной толпы. Речь председателя суда Дьяченко заканчивалась так: «Мы встретимся с запросом всего русского народа: где же, где же первообраз явленной, чудотворной иконы нашей Казанской Божией Матери «Заступницы усердной рода христианского»? И, низко понурив головы и безнадежно разводя руками, мы не сумеем ответить им...»
великие мистификации
Председательствующий суда словно не ставил точку в истории с похищением иконы. Прошло несколько десятилетий, и стали возникать новые версии. По одной из них подлинник иконы был отправлен в Москву в Смутное время на помощь ополченцам. Вскоре ученые от нее отказались, подтвердив, что в Москве находилась не явленная икона, а список. По другой — явленная икона была взята по велению Петра I в С.-Петербург для освящения новой столицы государства. Она также не соответствует истине, потому что размеры петербургской иконы в два раза больше явленного образа.
А несколько лет назад появилась еще одна версия, которую усиленно отрабатывают казанские городские власти. Если исходить из нее, икона находится в личных покоях Римского Папы. Сомнений нет, икона-то у Понтифика, конечно, имеется, но это вовсе не явленный девочке Матрене образ. К сожалению, до сих пор Ватикан не позволяет сделать экспертизу, но даже те сведения, которыми сейчас располагают российские ученые, говорят: у Понтифика находится другой Казанский образ, один из многочисленных списков, ходивших по стране.
Старший научный сотрудник Музея древнерусского искусства имени А. Рублева Наталья Чугреева, исследовав материалы, присланные Ватиканом, называет размеры иконы в папских покоях — 31,1х27 см, тогда как параметры явленной иконы 26,7х22,3см. Благословение Богомладенца на явленной иконе именословное, а не двуперстное. Тип лика Богоматери не «греческий», а более «русифицированный». Расхождения столь велики, что даже без спектрального анализа ясно — в Ватикане находится более поздний, по мнению Чугреевой, написанный в начале XVIII века список. Так же полагает и церковный историк Виктор Антонов, автор монографии о Казанском соборе С.-Петербурга.
И наконец, самое авторитетное мнение — Предстоятеля русской православной церкви. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй выразил сомнение в том, что хранящаяся в Ватикане икона Казанской Божией Матери — тот самый исчезнувший в 1904 году образ. Но казанская «группа поиска» словно не слышит мнения ученых и Церкви, которая больше других заинтересована в торжестве истины.
версия
А вот какую историю иконы Казанской Божией Матери рассказывает одна из бывших насельниц Федоровской обители Ефимия, которую она услышала от бывшей келейницы настоятельницы Богоявленского монастыря. По ее словам, игуменья Маргарита, напуганная несколькими попытками похищения иконы, заказала список с чудотворного образа. Каждый вечер, после закрытия храма, настоятельница вынимала явленную икону из-под ризы и заменяла ее списком. Явленный образ она уносила в свои покои, чтобы утром водрузить его на место. Таким образом, злоумышленники унесли и уничтожили драгоценную ризу, под которой находился лишь список. На другое утро после кражи, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она, необычайно спокойная, сказала им: «Не плачьте, сестры, Божья Матерь с нами».
Кто на сегодняшней день удосужился проверить эту версию? Да пока никто, хотя она опубликована на сайте Казанской епархии и названа там «официальной». Там же сказано, что икона находится в храме Ярославских чудотворцев в Казани. Кстати, этот храм был единственным, который никогда, даже в годы самых страшных гонений на Церковь, не закрывался, сохранив для верующих немало почитаемых икон. Словно какая-то высшая сила оберегала этот храм.
Что говорит в пользу этой версии? Во-первых, спокойное поведение настоятельницы на суде. Во-вторых, икона в церкви Ярославских чудотворцев закрыта окладом, а в деле о похищении фигурируют бархатная «одежда» поверх доски и печать из сургуча. В-третьих, в шестидесятые годы на территорию бывшего монастыря приходили верующие, которые вставали на колени и молились на окна бывшей ризницы, где, можно предположить, какое-то время настоятельница хранила явленный образ, о чем из уст в уста передавали казанцы. В-четвертых, в 1993 году Казань посетили Великие Княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна и Великий Князь Георгий Михайлович Романовы. Непременным условием их приезда в Россию было совершение молебна возле иконы Казанской Божией Матери, хранящейся в церкви Ярославских Чудотворцев...
И самый последний довод, из разряда иррациональных: не мог допустить Бог такого обращения со святым образом Заступницы, его исчезновения с русской земли.
В священном писании сказано, что все тайное рано или поздно станет явным. И в случае, если Ватикан передаст хранящуюся в покоях папы Римского икону, решение, куда ее в дальнейшем поместить, будут принимать Понтифик, Патриарх и российский Президент. И, как дал понять Предстоятель нашей Церкви журналистам ИТАР-ТАСС, самодеятельность здесь неуместна.
Татьяна Мамаева,
«Время и Деньги»