Возрождение


02.04.2004

На то был промысел Божий...

В конце XIX века Раифский монастырь выделил основную часть финансовых средств для строительства церкви Петра и Павла в Гарях...
В конце XX века настоятель церкви промыслом Божиим начал возрождение Раифской обители...

В конце января нынешнего года Раифскому монастырю от имени Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева был подарен альбом «Православные храмы Татарстана», посвященный празднованию 2000-летия Рождества Христова. Из этого альбома мы узнали об исторических моментах, которые до сего времени не были отмечены в современной летописи обители. «Однопрестольный деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла был построен в 1890-1892 гг. по проекту архитектора П.Е. Аникина. История храма тесно связана с историей Раифской пустыни. Инициатором строительства этого храма и организации прихода являлся настоятель Раифской пустыни игумен Вениамин. Именно Раифский монастырь выделил основную часть финансовых средств для строительства церкви и пожертвовал для приходского храма иконостас. Однако в судьбе храма принимали участие и известные казанские купцы и предприниматели П.А.Прибытков,  А.М.Хохряков, пожертвовавшие 1650 рублей, Атлашкин — подаривший приходу колокола, Седмиозерский монастырь приобрел царские врата...»
 
Подворье Раифского монастыря в Гарях - храм Петра и Павла   Божественная литургия в храме Петра и Павла. 1988 год

 Раифский монастырь. Вид с озера

 
Почему же было принято решение о строительстве храма в Гарях? Вот что рассказывает насельник Раифского монастыря иеромонах Филарет, который изучал историю тех лет по документам, хранящимся в областном архиве Татарстана:
 
— До революции волостным центром в наших местах было село Ильинское, к которому относились ряд сел, в том числе: Гари, Васильево, Айша, Сафоново, Грузинка, Атлашкино, Успенка. Так было до тех пор, пока в них не построили свои храмы. В современном значении Ильинский храм был приходским и являлся подворьем Раифского монастыря, хотя такого понятия тогда, насколько я помню, не существовало...
В те времена в монастыре выполнялось правило — все обряды совершались только над монахами. Ни крещение мирян, ни отпевание тогда не совершались, хотя это не противоречило монастырскому уставу. Приходской же храм был обязан  вести учет всех родившихся, умерших, даже тех, кто приходил исповедываться и причащаться — один раз в пост прихожанин должен был совершить эти таинства. Для этого велась и специальная книга. Миряне же по большим праздникам причащались в храмах Раифской обители, поэтому связь с монастырем была самая тесная. Бывали случаи, когда священники Раифского монастыря совершали богослужение в приходском храме и наоборот.
Шло время. Возникла необходимость в постройке церкви в Васильево, а затем и в Гарях: село стало разрастаться, жителей, а значит, прихожан, становилось все больше. Храм, который призван окормлять население, стал просто необходим — вот тогда и помог Раифский монастырь...
 
«В начале 30-х годов XX столетия  храм был закрыт, но уже в годы Великой Отечественной войны вновь стал действующим и уже не закрывался. С этого времени и вплоть до конца 80-х годов храм в Гарях являлся центром православной жизни Зеленодольского района...»
В середине 80-х годов отец Всеволод (Захаров), нынешний наместник Раифской обители архимандрит Всеволод, был настоятелем церкви Петра и Павла. Гаринский  храм тогда являлся всего лишь маленькой деревенской церковью: без колокольни, подсобных помещений, без канцелярии. С приходом молодого настоятеля многое стало меняться. Несмотря на препятствия, чинимые безбожной властью, стараниями отца Всеволода храм постепенно превращался в центр духовной культуры. Так небольшой сельский храм и стал той колыбелью, из которой началось восстановление разрушенного в то время Раифского монастыря.
История этой приходской церкви по-прежнему связана с историей обители. Каждый год 13 июля, на Собор двенадцати апостолов, по сложившейся уже традиции, в Петропавловском храме праздничное богослужение совершает архиепископ Анастасий и наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод со священнослужителями обители. Как правило, отец Всеволод бывает в гаринском храме три раза в год — на Рождество, Пасху и на престольный праздник. И как трогательно бывает видеть, как многие подходят к архимандриту под благословение, и поражаешься тому, что почти всех прихожан гаринского храма он помнит в лицо, спрашивает о родственниках и знакомых, каждого называя по имени.
 
Сегодня и сельский храм Петра и Павла в Гарях, и величественная Раифская обитель являются местами встречи человеческой души со своим Создателем, где душа, независимо от сознания, начинает испытывать радостные чувства, получает покой и умиротворение. Память человеческая помыслительно устроена Господом так, что плохое и ненужное быстро уходит из нее, освобождая место для радостных и светлых чувств.