Возрождение


29.12.2007

Обретая утраченное

Издали кажется, что легкий купол этой деревянной церквушки покрыт каким-то дивным золотистым оперением, что придает звоннице сходство со сказочной Жар-птицей, сложившей крылья. Впечатление такое, что сейчас чудо-звонница расправит свои невесомые крылья и, оторвавшись от бренной земли, устремится в беспредельную высь зимнего неба... И лишь подойдя ближе, можно разглядеть, что отдельные «перышки», покрывающие купол и «шейку» необычной часовни, изготовлены из небольших деревянных плашек-чешуек, аккуратно, с точностью до миллиметра подогнанных друг к другу.

Этот храм из деревянного бруса работники объединения ООО «Квинта холдинг» (бывший лесокомбинат поселка Васильево Зеленодольского района) построили по проекту заказчиков из Нижнекамского района всего за полтора месяца. Надо сказать, что с подобного рода заказом им пришлось работать впервые. На предприятии, где уже давно освоили строительство жилых домов из клееного бруса, с задачей справились быстро — само здание будущего храма построили уже летом этого года. Новая церковь Иоанна Крестителя органично вписалась в пейзаж окрестностей села Кашаево. Что же касается кровли купола, то первоначально планировалось изготовить ее из железа. Однако по просьбе заказчика было решено сделать ее деревянной.

Нижнекамское подворье Раифского монастыря. Храм Иоанна Крестителя

— Ничего подобного раньше нам выполнять не приходилось, — признался начальник домостроительного цеха Александр Балуев. — Более того, как выяснилось, сегодня в России всех мастеров-умельцев, которым известны секреты изготовления резной деревянной кровли, можно пересчитать по пальцам одной руки... Что же касается технологии покрытия лемехом, когда кровля напоминает своеобразный чешуйчатый панцирь, то она забыта уже давно. Если не ошибаюсь, единственный такой храм, сохранившийся до наших дней, построен в XVIII веке в честь победы Петра I над шведами под Полтавой и находится в Кижах. Поэтому нам пришлось много поработать, перелопатить не один десяток книг и научных статей, прежде чем приступить к делу.

Впрочем, корпеть над проектом необычного заказа мастерам пришлось не только в тиши библиотек. Информацию об утерянном искусстве русских зодчих собирали, что называется, по крупицам. Вместе со своими сыновьями и помощниками Андреем и Кириллом Александр Иванович ездил в Кижи, посетили они также ряд старообрядческих скитов в Кировской области, осмотрели деревянные избы, срубленные более века назад и превосходно сохранившиеся до наших дней. Итогом творческих поисков стал проект купола, смоделированный на компьютере. После того как завершили все расчеты, приступили к работе. Так под сводами цеха рождалось это чудо — восьмиметровая конструкция верхней части колокольни, одетая в трехслойную чешую из золотистой лиственницы и увенчанная деревянным крестом.

Всего на покрытие купола, диаметр которого достигает почти двух метров, ушло 2120 чешуек-лемешин, каждая величиной чуть более ладони. Еще 970 таких чешуек размером поменьше понадобилось на то, чтобы украсить нижнюю часть конструкции — «шейку». И каждая из них выпиливалась, вытачивалась и подгонялась работниками цеха вручную.

— В качестве материала для кровли мы не случайно выбрали именно лиственницу, — говорит Александр Иванович. — Учитывалась прежде всего долговечность материала. Как известно, эта порода весьма устойчива к воздействию влаги и перепадам температур. В немалой степени выбору материала способствовала и цветовая гамма — купол словно переливается на солнце.

Издали он кажется легким, почти воздушным. На самом деле вся конструкция в сборе вместе с крестом, куполом и «шейкой» весит более тонны, так что для ее транспортировки и установки потребовались особые расчеты — поднимать пришлось с помощью крана...

Храм, построенный руками мастеров-умельцев, стал для них своего рода пробой пера... В качестве консультанта в разработке проекта храма и купола принимал участие настоятель Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод, который также остался доволен работой мастеров предприятия.

Сегодня, когда по всей России возрождаются храмы и монастыри, ЗАО «Квинта холдинг» может стать первым, если не единственным, в стране предприятием, работники которого смогут воссоздать былую славу русского деревянного зодчества.

Артем Субботкин,
"Республика Татарстан"

см. также