Публикации


18.04.2020

В дни Пасхальной радости:
время звонить в колокола

Накануне самого главного праздника христиан, Торжества из торжеств, наша беседа с наместником Раифского монастыря игуменом Гавриилом о Пасхальном благовесте, особенно торжественном, об истории колоколов и современных звонницах.

— Отец Гавриил, существует традиция на Светлой седмице: каждый желающий может позвонить в колокол. Вроде как ради забавы… Скажите, а зачем исторически стал нужен колокольный звон? Когда звонят в колокола?

– Колокольный звон. Колокола. Они были известны еще в Древнем Китае. На Западе из стали использовать в Средние века, а у нас — вместе с Крещением Руси. Интересно, что греческая церковь не знала колокольного звона, а в Византии вместо колоколов использовалось било, то есть брус — доска, в которую стучали колотушкой, палкой. И на Руси сначала было именно так. Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада. До 16-17 века колокольный звон использовался еще наряду с билами. А с 17 века уже окончательно закрепляется на Руси.

Хотя, замечу, бывая на Афоне, замечал, что какой-нибудь монах в начале богослужения проходит с таким билом ручным, обходит храм или кельи братские — созывает таким образом на службу.
А вот еще интересный момент, каноническое церковно-славянское название колокола – кампан – произошло от наименования местности в Италии – Кампаньи, где были отлиты самые первые церковные колокола, дабы возвещать своим звоном начало и важнейшие ключевые моменты церковной службы.

Представьте себе, в XVI—XVII веках, да даже в XIX веке, церковных календарей у людей в основном не было — это была редкость. А надо же как-то соизмерять свою жизнь с богослужебным кругом.

— Когда звонит колокол, меняется даже настроение, будто настраивает на определенный лад душу человека.
— Наборы колоколов специально создавали так, чтоб они звучали либо в мажоре либо в миноре – разновысотность звуков создает некую мелодичность. Это и до сих пор так. В пост, например, в Раифе звук менее праздничный, менее красивый. Великим постом звон производится «не часто» (то есть медленно), в один край. И сам рисунок звона — попроще. Все это не только призывает к молитве, но и создает настроение.

— Значит, можно определить по звону, когда пост, а когда праздник?
— Различают несколько видов колоколов и несколько видов колокольного звона. Колокола (3 основные группы): а) большие – благовестники, б) средние – подзвоны, в) малые – зазвоны.
В Раифском монастыре один большой благовестник, который находится на третьем ярусе колокольни. Три средних подзвонных колокола, один из которых древний, еще дореволюционный, четыре малых зазвонных колокола, которые обычно веревками сводятся на одну панель управления для звонаря.

Благовестник обычно используется для созыва на богослужение. Существуют разные виды благовестников: праздничные, воскресные, постовые, полиелейные. Подзвонные колокола – для украшения звона в любое время и обычно, и при созыве богослужения, после благовестника, и во время богослужения в различные важные моменты службы: литургии, вечерни, утрени.
Существуют четыре основные вида колокольного звона: а) благовест – одиночные удары в большой колокол. Обычно для созыва верующих на богослужения, в начале богослужения используется, в праздничные и воскресные дни; б) трезвон – удары в несколько колоколов, звонящих одновременно (обычно в три колокола); в) перезвон – это поочередные удары от большого колокола к малым; г) перебор – одиночные удары от малого колокола поочередно к большому.

В разные моменты богослужения, в разные времена богослужебного года и в разные события (и радостные, и печальные) используют свои виды колокольного звона. Например, трезвон – это радостный звон, который отмечает главные моменты богослужения, созывает верующих на богослужение. Перебор используется, например, при похоронах, когда выносят тело из храма, при погребении плащаницы Спасителя, Божией Матери используется перебор.

— На Пасху всегда какой-то совершенно потрясающий звон! И на Светлую седмицу тоже.
– На Пасху используется праздничный трезвон. По традиции, во всю Светлую седмицу разрешается звонить всем в колокола, славить Христа воскресшего. По недавно установившейся традиции мы при входе в монастырь устанавливаем звонницу с четырьмя малыми зазвонными колоколами, в которые каждый желающий может позвонить в любое время Светлой седмицы, славить Христа Воскресшего.

— Зависит ли звон от личности звонаря?
— Так же, как и иконопись, колокольный звон зависит от личности звонаря, от его духовного состояния, поэтому так же, как иконописец, должен быть церковным человеком, должен находиться в молитве, соблюдать посты. Звонарь – это тоже своего рода художник или иконописец, который рисует икону, только звуками. Как иконописец воздействует на зрение человека, на одно из чувств, так же и звонарь воздействует на слух человека, происходит облагораживающее церковное воздействие на внутреннее состояние человека, на его внутренний мир, на чувства верующего. Замечу, во время благовеста, по традиции, звонарь при звоне читает 50-ый псалом.

— А есть ли музыкальные мелодии для колоколов? Ведь когда слушаешь, звучит, будто мелодия. Хотя это просто определенный ритмический рисунок…
— Как таковых мелодий, насколько я знаю, в колокольном звоне нет. Правда, существует такой механический музыкальный инструмент Карильон, с помощью которого производят различные мелодии. Но у нас такого нет.

— Какие легенды или исторические факты есть о колоколах Раифы?
— Еще в 1830 году Даниил (Сивиллов) описал одно из первых Раифских чудес, и оно касается колокольного звона. Так,  в в древней рукописи он прочитал, как с небес снизошло благословение на место, где основали монастырь. Одному из отшельников было видение, будто из облака по направлению к пустыни простёрлась рука. Это стало знаком, что благое дело начато не зря. К тому же, обитателям монастыря временами слышался гул, похожий на колокольный звон. Так началась Раифская пустынь.
На нашей колокольне до сих пор есть колокол литья 1751-го года. О нем пишет известный историк, преподаватель Казанской духовной семинарии А. М. Елдашев: «При пристальном изучении колокольни Раифского монастыря, выяснилось, что один колокол отлит в 1751 году на заводе Екатеринбурга. Если проанализировать сохранившиеся колокола по годам, Раифский считается одним из древних на Казанской земле».

Есть и легенда о Раифском колоколе, который якобы провалился в землю, когда в 1930 году большевики уронили его со звонницы...
А вот инсторический факт. 6 мая 2005 года на колокольню Раифского монастыря был поднят колокол весом 5 тонн, который был отлит по специальному заказу в Донецке и привезен в обитель накануне празднования Светлого Христова Воскресения. В то время Донецк был еще мирным цветущим городом. Колокол был даром православного человека, пожелавшего остаться неизвестным.

Вот такой разговор состоялся с наместником Раифского Богородицкого мужского монастыря перед ярким праздником Христова Воскресения.
И даже несмотря на то, что Пасхальную ночь многие из нас не отметят в храмах, но колокольный благовест победы над смертью мы услышим в эти светлые дни отовсюду – с экранов телевизоров, из прямых трансляций в социальных группах сети Интернет праздничных богослужений и крестных ходов…
А, может, в один прекрасный момент услышим вплетенную в перезвон мелодию из песнопения «Христос Воскресе из мертвых»…

Ольга Романова

Теги:
«Раифский Вестник»
Пасха
благовест
игумен Гавриил





Новости по теме