Публикации
О дружбе истинной и ложной
В нынешнюю неделю мы вспоминаем Евангельскую историю о расслабленном.
В пятой главе Евангелия от Иоанна мы узнаём, что был некий человек, 38 лет пролежавший в расслаблении. Почему так много? Из диалога больного со Христом мы узнаём, что он не имеет человека, который бы его отнёс его в целительные воды Овчей купели. Возможно, и были у этого человека какие-то друзья раньше, но друзья эти разошлись от него, когда он заболел. Значит, это были не истинные друзья, но с ними, возможно, в дни, когда был здоров, он совершил много греховных дел – потому и говорит Христос расслабленному после исцеления: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже» (Ин. 5, 14)
Как же понять, что наш друг истинен? Иисус сын Сирахов говорит: «Верный друг – крепкая защита: кто нашёл его, нашёл сокровище» (Сир. 6, 14). А ещё истинный друг приводит ко Господу, и ему не надоест говорить о Нём. Истинный друг позовёт на Литургию; истинный друг готов собой пожертвовать, ради ближнего. Это, что касается того, почему некому было перенести расслабленного к купели.
Второе: в чтении дня также сказано, о чуде исцеления в купели: первый, кто входил в неё по возмущении воды ангелом – тот получал исцеления от болезни. А представьте, что было бы, если бы больные, бывшие там, в нужную минуту все вместе сошли бы в купель, помогая друг другу? «Один за всех и все за одного!» Не одни бы исцелился, а – все сразу! Может быть, этого ждал Бог? Но, к сожалению, все эти годы каждый, расталкивая остальных, бежал к этой купели, не думая о других. Потому и исцелялся только один человек. Не было между ними братства…
Резюмируя всё выше сказанное, нужно отметить, что в выборе друзей нам нужно быть очень осмотрительными, и проверять их на дороге ко Господу. Мы должны понимать, что истинная святость связана не только с чудесами, но ещё и с любовью к ближнему своему. А ближний – это тот, кто в данный момент рядом с нами.
Монах Николай (Темираев)