Статьи


11.07.2003

Пастыри в Российской Армии

24-26 июня в Рязани проходил семинар «Пастырская работа в современной армии», в котором приняли участие более 100 православных священников из разных епархий и военнослужащие. Семинар был организован Синодальным отделом по связям с Вооруженными cилами и правоохранительными учреждениями и Министерством обороны. Это первый съезд военного духовенства после Октябрьской революции. В рамках семинара священнослужители поделились собственными наработками, касающимися контактов с военнослужащими, пообщались с курсантами Военного института воздушно-десантных войск, на территории которого проходило совещание, посетили музей ВДВ, Свято-Иоанно-Богословский монастырь, а также учебный центр института, где обучались технике работы в полевых условиях.

Вооруженные Силы являются благоприятной средой для миссионерской деятельности. В структуре Московской Патриархии был создан специальный отдел, координирующий эту работу. Аналогичные отделы имеют примерно 2/3 епархий. По оценке руководителя Синодального отдела протоиерея Димитрия Смирнова, в настоящий момент около 400 православных священнослужителей занимаются окормлением военнослужащих. В большинстве случаев это священники-энтузиасты, в прошлом сами имеющие отношение к армии.

— Я глубоко убежден, что для России все общегражданские, общечеловеческие ценности связаны с христианством. Христианство — тот базис, на котором, мне кажется, может быть построена и экономика, и политика, и все остальное.

Может ли быть Церковь полезной в разрешении проблемы неуставных взаимоотношений в Вооруженных Силах? Церковь видит свою основную цель в формировании нормального человека: человека с верой в будущее, с ответственностью за защиту своего государства, человека, которому не безразлично, плохие или хорошие поступки он совершает. Мне кажется, что уже этого достаточно для того, чтобы Церкви сказать «спасибо».

По-настоящему верующих людей у нас все-таки еще очень мало. Вера, сердечная, настоящая, — это что-то внутреннее, не связанное только с внешними обрядами, крещением, например. Вера — это умение жить не только для себя.

Безусловно, я верю в то, что искренне верующие люди просто не способны на плохие поступки. И к службе, действительно, относятся гораздо серьезней, чем те, у кого идол — наркотики, спиртное.

Меня нередко спрашивают, будет ли Министерство обороны подписывать договоры о сотрудничестве с представителями разных конфессий по аналогии с договором о сотрудничестве между Минобороны и Русской Православной Церковью. Отвечаю так: мы взаимодействуем с различными конфессиями. Но если бы очередная бумага была панацеей и решала все проблемы, то я думаю, мы все стояли бы в очереди, чтобы ее подписать.

Для меня не столь важна юридически оформленная составляющая взаимоотношений, нежели сами отношения. Пускай церковные служители вскармливают паству, независимо есть ли договор или нет его. Единственное, что нужно выяснить, как конфессии или церкви хотят помогать армии? В чем эта помощь может выражаться?

Протопресвитер Армии и Флота ГЕОРГИЙ ШАВЕЛЬСКИЙ

выдержки из печатных трудов, 1915 год. 

Российское воинство и флот есть… обширная школа, где получают образование сотни тысяч русских людей, которые разносят его по всей России, и долг пастырей воспитать преданных сынов Церкви и Отечества.

Священник должен помнить, что он без нужды не должен подвергать себя опастности, так как выбытие его из строя, при невозможности заменить его другим, огромный урон для части, и что он обязан употребить все усилия, чтобы убитые и раненные в полку не остались без его пастырского участия. Всему этому, однако, меня научил опыт, приобретенный в десяти боях; в первом же бою я поступил именно так, как не следовало поступить.

Задачи для деятельности священника в военное время в общем те же, что и в мирное время:

  • священник обязан удоволетворять религиозное чувство и религиозные нужды воинов, чрез совершение богослужений и треб;
  • священник пастырским словом и примером должен влиять на свои паству. Исключительная обстановка боевого времени и возникающие у воинов под ее влиянием особенные религиозно-нравственные нужды и запросы требуют лишь, чтобы священник в выполнении основных задач своего служения применился к такой обстановке, угадал запросы и нашел способы удовлетворения их.

подготовиль Егор БЕЛОУС,
«Правда.ru»