Статьи


31.10.2003

Секты - это оружие массового поражения

О необходимости создания единой государственной программы «разоружения» тоталитарных сект заявили участники круглого стола «Тоталитарные секты — оружие массового поражения», который состоялся 28 октября в московском Доме журналиста.

В настоящее время Россия занимает третье в мире место по числу тоталитарных сект: по разным данным, их насчитывается от 300 до 500, а численность вовлеченных в них людей достигает около 1 млн. человек. По утверждению участников круглого стола, сейчас наблюдается активизация как «традиционных», так и сравнительно «молодых» тоталитарных сект, таких, как Церковь саентологии, Церковь объединения (Муна), Общество сознания Кришны, Свидетели Иеговы, «Белое братство», Церковь последнего завета (последователи Виссариона), «Страна Анура», «Семья», Церковь Христа (Бостонское движение). Некоторые из «отечественных» сект, например, секта Виссариона и Ашрам Шамбалы уже вышли на «международный уровень». Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, считает, что самый динамичный рост численности адептов сейчас присущ неопятидесятникам, мормонам и Свидетелям Иеговы. Чтобы бороться с засильем тоталитарных сект, необходимо не просто «подредактировать» закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Надо разработать новую концепцию этого закона, а также ввести в Уголовный Кодекс РФ статью об уголовной ответственности за «психологическое насилие».

В деятельности сект появились новые явления: активное проникновение их членов в педагогические коллективы и учреждения социальной помощи, а также связь тоталитарных сект с терроризмом. Не исключено, что секты стали «поставщиком кадров для терактов», заявил директор Исследовательского центра стратегий развития и национальной безопасности (ИЦЕРН) Игорь Олейник.

Руководитель клинического отделения НИИ психиатрии профессор Юрий Полищук заявил, что он видит в «нашествии» этих сект в России «спланированную и скоординированную акцию, направленную на подрыв духовного воздействия Русской Православной Церкви». Он также констатировал, что при нынешнем состоянии законодательства «обезоружить» секты юридически невозможно, поэтому единственным «оружием» на данный момент является просвещение.

Отвечая на вопросы журналистов о различиях понятий «тоталитарная секта» и просто «секта», Александр Дворкин, ссылаясь на определение французского законодательства, пояснил разницу так: