Статьи


07.01.2004

Каждый новый год - дар Божий

Время движется только вперед. Года, века, тысячелетия как бы выстраиваются в одну линию друг за другом. Но чтобы заявить, что события произошли, скажем, в пятом, девяносто пятом, в 995 и 1995 годах, эти годы надо отсчитать от одного исторического момента, принятого за точку начала летосчисления. Каждый человек ведет свое летосчисление от своего дня рождения. Человечество же в целом не имеет единой точки отсчета лет. В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, точкой отсчета признаётся Рождество Христово. В атеистическом СССР обозначение Рождество Христово заменили на новую, или нашу эру (н. э.).

В Древней Руси новолетие наступало весной — 1 марта, когда природа начинала возрождаться. Затем произошёл сдвиг в сторону осени, когда поспевал урожай, завершались работы в поле, сверялись доходы и расходы. В 1492 году великий князь Иван III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года — 1 сентября. А для того, чтобы придать больше торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог искать непосредственно у него правды и милости.

Последний раз Новый год 1 сентября был отпразднован в лето 7208 года от «сотворения Мира» (1699 год от Р. Х.) в Москве. Было веселое пиршество, устроенное с царской пышностью. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. И вдруг в декабре того же года в морозный день собрали население Москвы на Красной площади, и царский дьяк зачитал монарший указ, запрещавший в будущем праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября.

Великий государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с первого генваря от Рождества Христова... В знак того доброго начинания и нового столетнего века после благодарения Богу и молебного пения в церкви... по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами, или над хоромами своими поставить, а стоять тому украшению до 7 января»...

Сам царь первый пустил ракету, которая огненной змейкой извиваясь в воздухе, известила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной.

Таким образом, в России после 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700 года. Петр I, как и в других странах, исповедующих православие, вопреки римско-католической церкви оставил юлианский календарь.

Этот обычай сохраняется у нас уже 300 лет. И, пожалуй, не возникло бы никакой проблемы, если бы не календарная реформа 1917 года. Теперь праздник приходится на конец Рождественского поста, на то время, когда все верующие в молитве и воздержании готовятся к встрече Рождества Христова. А безумный мир устраивает карнавальную вакханалию. Как же быть?

Однозначного ответа дать нельзя, но можно кое-что посоветовать. Вспомним слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор.6,12). Если праздник не будет обладать нами, он не может осквернить нас, а вот мы можем или осквернить его своими страстями, или освятить его своим благочестием и молитвою.