Статьи
Одна из древнейших Церквей
Принято считать, что Грузия, на государственном уровне, как общенациональную религию, приняла христианство в IV веке, после проповеди Святой Равноапостольной Нины. По другим источникам, христианские общины в Грузии существовали уже в I веке, после того, как на там побывал Апостол Андрей Первозванный и через его проповедь принял крещение правящий в то время в Грузии царь Мириан.
В настоящее время Грузинская Православная Церковь является по хиротонии старшей Православной Церковью, поскольку является Автокефальной, т.е. имеет собственного Патриарха и собственный Синод, хотя в разное время она теряла свою Автокефалию и входила в состав Русской Православной Церкви.
В настоящее время Грузинской Православной Церковью управляет Католикос-Патриарх всея Грузии Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II, который в трудные для Грузии времена испытаний и искушений проявил себя как мудрый и твердый пастырь, предотвратив несколько попыток расколоть Грузинскую Православную Церковь. Несмотря на многочисленные попытки втянуть Грузинскую Церковь в политические распри, войну, междоусобицу, до сегодняшнего дня Церковь не вмешивается в дела мирской власти, очень далека от клерикализма, памятуя о Завете Господа нашего Иисуса Христа: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим.13:1).
Именно поэтому, когда в 1992 году, во времена вооруженного восстания оппозиции против законной власти президента Гамсахурдия, пришедшим к Патриарху противоборствующим сторонам с просьбой об их примирении архипастырь через своего келейника передал, что по болезни не может выйти из келии, и в келии своей их не принял.
Сейчас, вспоминая этот инцидент, становится ясно, как было нелегко Патриарху принимать столь ответственное решение в столь сложное время. Патриарх не мог не знать, что должна пролиться кровь невинных жертв, и все же принял подобное решение, поскольку верил, что смерти нет. О невинно убиенных позаботится Бог, который и обещал им жизнь вечную. Не могла Церковь стать третейским судией у тех, кто потерял разум, честь и достоинство в угоду личным амбициям, кто потерял способность трезво мыслить и нести ответственность за содеянное.
Прошло более десятилетия с тех событий. Экономическая и политическая ситуация в Грузии остается сложной. Хотя наметились некоторые тенденции к улучшению положения.
Грузинская Православная Церковь молится и заботится, прежде всего, о духовном мире своих чад, об их духовном здравии. В Тбилиси пожаловал маг и целитель Кашпировский, со своими сеансами исцеления. Для его «целительного волшебства» был отведен самый большой зрительный зал — Дворец спорта, вмещающий несколько тысяч человек. Зал был набит до отказа людьми, наивно верующими в избавление от болезней таким вот «волшебным» образом.
Русский поэт и писатель Владимир Солоухин сказал: «Грузины — это взрослые дети». Но прежде чем выйти Кашпировскому на сцену, к нему пришли присланные от Патриарха епископы и предложили: перед началом сеанса прочесть молитву «Отче наш». Кашпировский не смог этого сделать. Тогда ему запретили проводить сеансы, и уехал он из Тбилиси так и не исцелив никого. Грузины отнеслись к этому одобрительно, хотя немного поворчали на своего Патриарха.
В Грузии очень много церквей и монастырей. Все они посещаемы. Особенно в праздничные дни в соборах и церквах не хватает места для прихожан. Люди стоят на улице с горящими свечами и молятся.
Монастыри, и самые большие из них Бетанский Богородичный и Шиомхвимский Вознесения Господня, очень аскетичны. Но больше всего поражает Зэдазнелский Св. Иоанна Зедазнелского монастырь.
|
В сентябре 1992 года Святая вода появилась в колодце мутная, с красным оттенком. Тогда мудрые люди сказали, что это предвестие войны и большой крови. Под Новый год, тридцатого декабря, прозвучали первые выстрелы. Пролилась первая кровь в братоубийственной войне. В монастырях и храмах начались длительные молебны о прекращении междоусобицы. Потом восстали осетины, за ними абхазы, хватало и своих бандитов и наркоманов, терроризировавших население всей Грузии. Убийства и грабежи стали делом обычным, не вызывавших ни у кого никаких эмоций, кроме сожалений. Все молились, благодарили Бога, что остались живы и просили Его, чтобы все эти напасти миновали их.
Прошли годы. Время — лучший лекарь. Сейчас многие не вспоминают о лихолетиях. Так удобнее — не помнить дурное. Ведь оно минуло. Нужно заботиться о хлебе насущном. Его так трудно добыть тогда, когда фабрики и заводы разграблены и запущены, работы нет, следовательно, нет и денег. Слава Богу, что есть кормилец, подавшийся в Россию, или Турцию, а может, в какую другую страну, зарабатывать гроши на пропитание да на одежду детям.
Многим помогает Церковь. При Грузинской Патриархии есть бесплатная столовая, которая дважды в день бесплатно кормит всех, кто туда приходит. Но приходит туда не так уж и много народа.
Грузины — народ гордый, нищенство и нищенское положение унизительно для грузина. Лучше уж голодная смерть, чем тарелка похлебки, пусть даже от Бога. Мужчина должен оставаться всегда мужчиной, кормильцем для семьи, для своих престарелых родителей, а не нахлебником. Поэтому в городе очень мало молодых. Часть лежит на кладбище: погибшие на войне, в междоусобных разборках, от наркомании, остальные мыкаются по свету в поисках куска хлеба. Такова уж судьба Грузии. За что? Все по грехам нашим.
Грузинская Православная Церковь богата святыми, святынями, святыми мощами, хотя все святые в Грузии находятся под спудом, т.е. в естественном погребении. В патриаршем Сионском соборе на иконостасе с IV века находится Крест Святой Равноапостольной Нины, из виноградной лозы. По святому преданию, когда Нина Капподокийская вошла в Грузию со стороны Капподокии, северной Турции, у нее не было в руках Креста. Тогда она взяла два обрезка виноградной лозы, обрезала свою длинную косу и перевязала эти обрезки, образовав Крест.
В женском монастыре Самтавро хранится плащ Пресвятой Богородицы, один из гвоздей, которыми был распят Господь наш, часть Креста Животворящего и много мощей святых.
За последние годы построено множество храмов, открыты новые монастыри. В столице заканчивается строительство нового храма в честь Святыя Троицы, по величине не уступающего храму Христа Спасителя в Москве. На будущий год храм будет готов к освящению. Во многих храмах есть иконы, написанные самим Патриархом, нужно заметить, замечательным иконописцем. Кроме того, Патриарх любит цветы. В Патриархии большой розарий, в котором очень часто можно увидеть Патриарха, любовно заботящегося о розовых кустах. Еще будучи послушником, мне самому приходилось это видеть, коленопреклоненным перед Патриархом, поскольку послушники в Грузии не могут без благословения стоять перед Патриархом, ни находиться без подрясника ни днем, ни ночью, где бы тот послушник ни находился. Таковы традиции Грузинской Православной Церкви.
В Гелатском монастыре, прямо во дворе, находится каменный столб, на котором выбито: «На сем месте погребен прах блаженного подвижника Христова, грузина схимонаха Шио, почившего о Господе в 1868 г. на сотом году от рождения. В Гаэтановой обители он подвизался 71 год. Последние 42 года молчал, не пил вина, ни воды. Питался суровою пищей и масла никогда не потреблял. Все время, до самой кончины, проводил в трудах. Мир праху твоему, доблестный труженик. Честна пред Господом смерть преподобных Его». Во все времена были, есть и будут подобные подвижники Христовы. Возможно, многие из людей не знают их имен, но Бог особенно отмечает их. Прожил свою монашескую жизнь на грешной земле преподобный Шио, не соделал Господь его святым, но на долгие годы оставил нам в назидание столп каменный, на котором и скромно начертал жития его. Каждый читающий эти строки, наверное, сомневается: «Как это возможно сорок два года молчать, не пить ни вина, ни воды, трудиться и дожить до ста лет», забывая о том, что: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Матф.19:26).
В том же монастыре, в Святых Вратах, во входе в монастырь, прямо по середине, во всю ширину входа, лежит могильная плита, под которой погребен прах грузинского царя Святого Давида Строителя, или как в Русской Православной Церкви его называют «Давид Восстановитель». Погребен он на этом месте по своему завещанию: «Чтобы всяк входящий в обитель попирал мой грешный и бренный прах».
Такова Грузинская Православная Церковь. И такова сама Грузия. Грешная и верующая, попираемая и кающаяся, честная пред Господом, потому что никогда не изменяла Господу, христианству, Православию, хотя и не раз подвергалась серьезным искушениям.
Иеромонах Марк (Гоголашвили)