Статьи


31.08.2005

Абхазия: война и мир

Это был последний день грузино-абхазской войны, которую трудно назвать войной. На территорию Абхазии вторглись грабители, насильники и убийцы, которые повергли в ужас, стон и плач сотни тысяч людей как в Грузии, так и в Абхазии. Десятки тысяч убитых. Сотни тысяч беженцев — без средств к существованию, без гражданства и без прав. Оставались только надежда на Бога, что Господь не оставит без милости своей, и жажда жизни.

Сухумский кафедральный собор был полон молящихся и спасающихся от смерти женщин и детей. На улицах Сухуми валялись сотни трупов. Все это я видел своими глазами.

Святой вход в Ново-Афонский Свято-Пантелеймонов монастырь. Фото иеродиакона Иоанна

Шел я пешком из Сухуми в Ново-Афонский монастырь. Прежде чем подняться в монастырь, я зашел в храм Апостола Симона Канонита (Зилота). Храм был открыт и пуст. Только две женщины встретили меня у входа.

— Батюшка, — обратилась ко мне женщина.

Я поправил ее: «Я всего лишь послушник».

— Все равно батюшка, — настаивала она, но больше поправлять ее не стал. — У нас икона плачет.

Она подвела меня к прикрепленному к стене листку бумаги, вырванному из школьного альбома для рисования. На нем кто-то старательно акварельными красками изобразил Богородицу. Рисунок был по-детски наивен и чист. Юный иконописец вложил в свой труд всю свою любовь и веру. И тут только я заметил, что по щекам Богородицы катятся самые настоящие слезы, оставляя темные потеки краски. Я упал на колени с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Потом поднялся и, осенив себя крестным знамением, прикоснулся губами к краю листа, чтобы не задеть слезы.

— Богородица находится в скорби и плаче, — сказал я женщинам, — вокруг смерть, скорбь, плачь, горе и разрушения. Разве наша Заступница, будучи Сама Матерью, на глазах которой с особой жестокостью били, издевались, а затем распяли на кресте Ее Сына, может не скорбеть и не проливать Своих слез, когда десятки тысяч душ, покинув свои бренные тела, скитаются тут. Ведь мы их не видим. Она же их видит, молится за них, жалеет, успокаивает их. Представьте состояние погибших. Они очутились в совершенно незнакомом пространстве. Бывшим врагам незачем теперь сражаться и не за что. Теперь им предстала совершенно безрадостная картина. Творение их рук. Многие из них думали и верили, что на этом их жизнь кончится. А она, оказывается, продолжается. В их душах больше нет ненависти, жажды мщения, все это осталось в душах живых, которые еще держат в руках смертоносное оружие. Но и в душах погибших нет мира, только страх. Страх перед Божьим возмездием. Поскольку воздаяние за грех — смерть, смерть вечная... Если бы их слова долетали до нашего слуха, то вероятно мы услышали бы их голоса, вопящие:

— Братья, остановитесь, не убивайте друг друга!

Но никто их не слышит. Люди продолжают убивать друг друга из ненависти и мести, другие только из-за того, чтобы поживиться чужим добром. Война страшна своей безнаказанностью. На войне бушуют страсти-демоны, которые поселились в людях и убеждают их: «Убей его, он твой враг, врага надо убить. Убей, и тебе ничего за это не будет. Напротив, среди людей ты станешь героем-освободителем».

Женщины смотрели на меня с плохо скрытым страхом. Они не понимали меня. Возможно, они долгие годы проработали в этом храме, может быть, даже исповедывались и причащались, но совершенно не верили в загробный мир. Не верили, что жизнь с физической смертью не кончается, она только начинается....

Храм в честь святого Пантелеймона. Фото иеродиакона Иоанна

Прошли долгие годы. Я вновь вернулся в Абхазию. Мое паломничество было вызвано рядом неотложных дел к гудаутскому протоиерею отцу Виссариону.

Жаркое, очень жаркое, даже для этих мест и этого места, лето. Дышать нечем. Но Абхазия поразила меня не своей жарой, а видимым миром. Море, цветы, музыка, редкие толпы отдыхающих. Хотя это больше всего меня радовало, что если есть отдыхающие, значит жители Абхазии больше не голодают, не перебиваются с хлеба на воду. Жизнь в Абхазии налаживается, несмотря на то, что там, за рекой Риони, грузины побрякивают оружием, мечтая о территориальной целостности Великой Грузии.

В храмах множество народа. Люди молятся, исповедываются, причащаются. Значит вера их умножилась. Да и как она могла не умножиться. Человек обращается к Богу в свое самое трудное время, в горе, в болезни. Сказано в Священном Писании: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». (Пс.89:10). Действительно, именно труд и болезни приводят к Богу. Когда человеку хорошо, он счастлив, здоров, процветает, то он говорит, обращаясь к Богу: «Господи, я знаю что все от Тебя, Ты мой Защитник и Покровитель. Но мне сейчас некогда. Проблем много. Вот, разделаюсь с ними, тогда обязательно приду к Тебе и поговорю с Тобой». Проходят долгие годы, и только в старости, в болезнях и заботе о собственной душе человек приходит к Богу и начинает свою беседу с Ним с покаянных слез. Так и в Абхазии, наверное, людям следовало пройти этот совершенно немыслимый по своей тяжести путь, потерять родных и близких, самим побывать на волоске от смерти, стать свидетелями жестокости войны, разрушений и физических и душевных, для того, чтобы сегодня с покаянной головой стоять в храме и молить Бога, чтобы на этой земле больше никогда не было горя, крови, смерти и разрушений, чтобы Бог даровал мир этой многострадальной земле, которую от начала до конца прошел Святой Апостол Андрей Первозванный, на которой принял свою крестную смерть Апостол Симон Зилот (Канонит).

Но пока в Абхазии только видимость мира. Есть море, цветы, музыка, солнце, ясное голубое небо, но люди не смеются, даже не улыбаются. И это относится не только к местным жителям, и отдыхающие тоже ведут себя сдержанно. Создается впечатление, что души погибших до сегодняшнего дня неприкаянно бродят среди живых.

Помолитесь и вы, чтобы Господь упокоил души всех, убиенных в этом благодатном уголке земли. Всех тех, кто невинно пострадал. Ведь Господь сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Как же оказывается трудно любить ненавидящих, проклинающих, обижающих нас. Но еще труднее было Господу, когда Он отдал жизнь Свою за нас грешных. Слава и благодарение Ему.

Иеромонах Марк
(Гоголашвили),
насельник
Раифской обители