Статьи


17.11.2006

Фашизм - путь обреченных

4 НОЯБРЯ россияне во второй раз отмечали новый праздник — День народного единства, который должен заменить привычные октябрьские торжества по случаю свершившейся в 1917 году Октябрьской революции.

Новая дата как бы должна знаменовать собой идеи новой России и новое сознание россиян. Между тем, ультраправые силы, восприняв 4 ноября как день изгнания с российских земель инородцев и иноверцев, пытались устроить, как и в минувшем году, в центре Москвы националистическое шествие, тем самым, окрасив новую дату в коричневый цвет. И хотя в нынешнем году власти российской столицы чреватый массовыми беспорядками «Русский марш» вроде как запретили, в этот день снова не удалось избежать столкновений и конфликтов на межнациональной почве.

Россия по уровню неприязни к инородцам превзошла даже Австрию, самую ксенофобскую страну Европы...

Впереди планеты всей

Тенденции общественного развития в России свидетельствуют о возрастающей популярности в стране националистических идей. О том, что определенная часть населения России все больше симпатизирует радикальным идеям, свидетельствует возросшая популярность среди части россиян фигуры Гитлера. Погромы еврейских и мусульманских кладбищ, нападение на синагоги, кровавые этнические конфликты в Кондопоге и других городах России, оставшиеся без наказания убийства скинхедами и членами иных ультраправых организаций иностранцев и россиян неславянской внешности — все эти симптомы тяжкой общественной болезни нашего общества.

К сожалению, эти симптомы не находят адекватной реакции у властей. Ксенофобские настроения не всегда получают должный отпор и со стороны религиозных конфессий, которые являются в России традиционными. Согласно исследованиям социологов, если в 1989 году признаки ксенофобии проявлялись у 20% россиян, то в 2001-м — уже у 50%. В 2006 году лозунг «Россия для русских» поддержали, по данным социологического опроса, 35,4% российских граждан. Россия по уровню неприязни к инородцам превзошла даже Австрию, самую ксенофобскую страну Европы.

Черная сотня

Движение радикально настроенных националистов представляется несопоставимо опаснее, чем пагубное влияние сект и многочисленных псевдо-религиозных организаций, заполонивших нашу страну. Потому что не брезгуют ревнители чистоты русской расы ни фашистскими идеалами, ни религиозными мотивами. На многочисленных митингах радикалов нередко можно увидеть, например, свастику, мирно соседствующую с православными крестами и иконами, а оскорбительные лозунги националистов подчас перемежаются молитвой. Любой здравомыслящий человек непременно задается вопросом: что может быть общего у любвеобильной религии Христа с бредовыми идеями гитлеризма, и как могут уживаться рядом Святое Евангелие и «Майн Кампф»?

Свой среди чужих…

После развала империи, многие бывшие граждане СССР разных национальностей волею судьбы и национальной политики КПСС оказались на бескрайних просторах некогда гигантской советской империи. Женились и выходили замуж, рожали детей, работали на великих стройках социализма. Теперь же, даже став гражданами России, они и их дети постоянно подвергаются смертельной опасности, которая исходит от воинствующих националистов. И уезжать им некуда — в России их дом, здесь выросли их дети и внуки. Вторая, и самая незащищенная «группа риска» на сегодняшний день — так называемые «гастарбайтеры», приезжающие на заработки из бывших советских республик Средней Азии. Работа в России для десятков тысяч граждан полунищих среднеазиатских республик порой единственный способ прокормить свои традиционно многочисленные семьи и выжить. В большинстве своем эти люди прекрасно говорят по-русски, имеют регистрацию и разрешение на работу и действительно любят Россию. Они занимаются самым тяжелым трудом, подчас работая без выходных за небольшую по нашим меркам плату.

…чужой среди своих

Обычным явлением в России стало огульное обвинение прибывших из ближнего и дальнего зарубежья иностранцев во всех смертных грехах — от торговли оружием и наркотиками до подрыва национальных интересов нашего государства. Несомненно, часть приезжих занимается противоправной деятельностью — действительно скупает у крестьян сельхозпродукцию и перепродает ее, многие торгуют наркотиками, совершают квартирные кражи. Но борьба с такими противоправными действиями иностранцев является прерогативой силовых ведомств, которые обязаны выявлять преступность и бороться с нею, руководствуясь буквой закона. А вовсе не самодеятельных «санитаров» общества, взявших на себя функции и судьи, и палача, каковыми считают себя доморощенные наци. Но ведь немало криминалитета и среди русских, так любезных сердцу вдохновителей и лидеров российских неофашистов. Неужели убийства темнокожих студентов, исправно вносящих немалую плату за обучение в ВУЗах России, помогут нашему обществу избавиться от проблем? На улицах Москвы, например, избивают и убивают студентов, ученых — граждан России — выходцев из Средней Азии и Кавказа. Московские скинхеды избили народного артиста России Заура Тутова. Показательно также и то, что жертвами «национальной идеи» могут стать и те, кто осмеливается поднять свой голос в защиту ее невинных жертв.

Забавы молодых

Современные националисты считают себя героями нашего времени и называют себя «санитарами общества», патриотами России. Они гордятся своей «крутизной» и с удовольствием снимают на видео зверские нападения и массовые избиения беззащитных людей. Видео со сценами насилия такого рода заполонило Интернет, молодежь обменивается клипами со сценами драк и насилия через мобильные телефоны. Причем нападения всегда совершаются по одному сценарию, когда несколько бритых «джентльменов» забивают до смерти одинокого пассажира электрички или случайного прохожего. Стаей на одного, подло и грязно. На многочисленных Интернетфорумах обсуждаются способы убийств и как избежать ответственности за них, смакуются детали нападений, происходит обмен опытом.

Здравствуй, племя младое, незнакомое

Кто же они — эти готовые к борьбе за порабощение «низших» народов и рас российские последователи правоэкстремистского политического движения, характерными чертами которого выступают: воинственный антидемократизм, антисемитизм, расизм и идеи расового превосходства, шовинизм, мистический вождизм, культ тоталитарного государства и социального насилия, концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови? Это внуки тех, кто с оружием в руках ценой своей жизни уничтожал коричневую чуму. Это правнуки еще живых стариков — ветеранов Великой Отечественной войны и зверски замученных в концентрационных лагерях антифашистов. Наследники великих воинов —победителей во второй мировой войне. Тех, кто сражался за право человека жить и растить детей, несмотря на их национальность и расовую принадлежность — цыган, евреев и всех прочих, список которых для окончательного «решения»-уничтожения был составлен и в полной мере исполнялся нацистами. Славянам, и в частности русским, нацисты в своей расовой доктрине так же уготовили свое место — в лучшем случае, нам отводилась бы роль рабов где-нибудь за Уралом или батраков в Остзейских поместьях.

Вместе - дружная семья?

Мы не должны забывать о том, что Россия — государство федеративное. Исторически сложилось так, что в России испокон века проживают 160 больших и малых народов. Каждый из них имеет уникальные корни. Свой уклад, культуру, язык и традиции, уважать которые обязаны представители всех национальностей, независимо от их количественного показателя. Умение и способность совместного проживания, взаимоуважение и сотрудничество представителей разных народов и культур являются одними из важнейших показателей цивилизованности, культуры и благосостояния государства и общества.

Печально, что наряду с возрождением духовной жизни в России (а это касается не только Православия, но и других религиозных конфессий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны) возрождаются также и расизм, национализм и фашизм. Общество должно понять всю пагубность национализма и ксенофобии, породивших холокост и геноцид, и приложить все силы для искоренения их — от воспитания в семье до деятельного участия государственных институтов. И не повторять тех ошибок прошлого, которые еще совсем недавно привели человечество на грань катастрофы и хаоса.

Идея возрождения России и построение демократического государства неотделима от духовно-нравственного возрождения самого человека в первую очередь. Об этом писали Толстой, Достоевский и другие выдающиеся философы прошлого, к этому неустанно призывает и Православная Церковь, и представители иных традиционных конфессий. Без внутренней чистоты и духовности немыслимо возрождение общества, без толерантности невозможно процветание общества, без любви к ближнему невозможно достижение дела спасения души. И ответственность за воспитание молодежи в равной мере ложится на семьи, на школу, на Церковь и государство, ибо только совместными усилиями можно остановить всплеск неофашизма и расизма в стране.

В КАНУН ДНЯ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА корреспондент Интернет-сайта «Мир религий» обратился к российским представителям традиционных конфессий с просьбой прокомментировать межнациональную и межрелигиозную ситуацию в стране и ответить на следующие вопросы:

— Не кажется ли вам, что власти не только не прикладывают достаточных усилий для установления в обществе мира и согласия, но порой даже способствуют росту ксенофобских настроений?

— Как вы относитесь к заявлениям отдельных религиозных деятелей, которые утверждают, будто Россия моноконфессиональная и мононациональная страна?

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН

«Я надеюсь, что чем дальше, тем больше россияне будут понимать, насколько хрупко наше единство, насколько легко его разрушить и, значит, насколько важно его сохранить… Мне думается, что люди стали больше дорожить единством России и нашего гражданского общества. И, конечно же, большой вклад в установление общественного согласия должны внести религиозные конфессии.

Хотел бы обратить внимание также на то, что отдельные высказывания тех или иных представителей религиозных конфессий по различным вопросам далеко не всегда совпадают с официальной позицией этих конфессий.

Что касается позиции властей в вопросах установления межэтнического мира, то по отношению ни к какой власти никогда нельзя сказать, что она прилагает достаточно усилий для решения той или иной проблемы. Всегда могут быть просчеты, мы должны помнить, что живем в обществе, которое не является идеальным и всегда найдется повод для критики любой власти. Однако, на мой взгляд, необходимо обращать внимание на позитивные моменты, которые есть в деятельности любой власти и, главное, на добрую волю и стремление к решению тех или иных проблем».

Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид АСАДУЛЛИН«Нужно помнить, что мы живем в эпоху значительных миграционных сдвигов. Это очевидно после развала СССР и той непростой социальной ситуации, которая сложилась в России и сопредельных государствах СНГ. Значительные массы населения нелегально или полулегально перебираются поближе к Москве, что рождает конфликт двух типов ментальности — традиционного российского общества и пришлого населения, которое привносит в чем-то новые ценностные ориентиры на всех уровнях. Естественно, это вызывает реакцию отторжения у традиционных русских, живущих на своей территории в течение многих веков.

На мой взгляд, власть на местах и в центре может создать своего рода федеральную программу. Она должна помочь амортизировать возможные столкновения между коренным населением российских городов и приезжими, прибывающими на постоянное место жительства».

Главный раввин России Адольф ШАЕВИЧ«Здоровые силы, которых немало в России, должны предпринимать огромные усилия для того, чтобы не давать развиваться негативным ксенофобским явлениям… Мне кажется, что тенденция к взаимопониманию, к сохранению нормальных взаимоотношений в обществе у руководства РПЦ, мусульманства, иудаизма и других религий и конфессий, все-таки присутствует. Другое дело, что на бытовом уровне в стране действительно существует масса проблем. К большому сожалению, очень большое количество и политиков, и просто недальновидных людей, пытаются постоянно вносить расколы, не задумываясь, к каким печальным последствиям они могут привести не только страну, но и их собственных детей.

День народного единства дает повод лишний раз задуматься над тем, что нас ждет в ближайшем будущем, что нас ждет в перспективе, как будут жить в России наши дети. Не хочу быть пафосным, но Россия — наша общая земля, наша общая страна, наша общая Родина. И нормальные люди должны думать о судьбах Родины не только в дни соответствующих праздников или в связи с какими-то событиями, а постоянно.

подготовил
иеродиакон Иоанн