Статьи


15.03.2007

Снежная книга заповедного леса

Тихо в лесу. Конец зимы. Толстым, пушистым, нетронутым нынешними оттепелями, снежным покрывалом укрыт заповедный Раифский лес. Снег — на широких лапах стройных елей, снег — на могучих соснах, снежными сугробами закрыты кусты, земля, озеро. На снегу — только следы лесных обитателей…

Нелегко идти снежной целиной по лесу. Широкие охотничьи лыжи тонут в пушистом снегу. Непросто живется зимой лесным обитателям. Высокий снежный покров сильно осложняет жизнь, особенно копытным животным. Тяжелее всего кабанам. Не в состоянии преодолеть снежную преграду, они до конца зимы на небольшой территории набивают целую сеть троп, съев все, до чего могли добраться. Не в силах перейти на новые места, часть кабанов гибнет, не дожив до весны. Даже длинноногие лоси стараются найти заросли ивняка или молодые сосняки, поэтому неделями кормятся на небольшом участке леса.

А вот зайцу-беляку пушистый снег нипочем! Пальцы на его лапах широко раздвигаются, и заяц в снег не проваливается. К тому же по высокому снегу можно добраться до свежих, никем не обглоданных веток.

Волки и лисы в конце зимы стараются держаться на открытых участках и в лес далеко не заходят, часто используют для передвижения дороги, лыжни да и тропы лесных зверей. Им не только тяжело двигаться по снегу, но и добычу поймать трудно.

Мышам и полевкам в рыхлом снегу тепло и лисы не страшны! Единственный зверек — ласка, которая зимой одевается в белый наряд, способна проскользнуть в любую мышиную нору. Ей снег не страшен — она легко передвигается в толще пушистого снега — он, как одеяло, укутывает землю и под ним почва в лесу практически не промерзает.

Замечательное теплоизолирующее свойство снега используют птицы. Глухари, тетерева, рябчики большую часть суток в морозы проводят в снегу. Забавно смотреть, наткнувшись на стадо отдыхающих тетеревов, как они, поднимая снежные фонтаны, взлетают вдруг, завидев тебя…

Снег — удивительное творение природы, которое обладает множеством самых разных свойств. Одно из них — способность таять. Придет весна. Превратятся сугробы в ручьи, с веселым журчанием побегут они в реки. Глядишь — и нет снега, прощай, зима. Совсем другое дело, если оттепель случится зимой. Подтаявший снег станет липким и тяжелым от влаги, а ударивший следом мороз превратит его в твердую корку — наст. И в этот момент все перевернется в судьбе лесных жителей. Кому-то снег из друга станет злейшим врагом и наоборот. Тетерева, спокойно спавшие в снегу, не смогут пробить крепчайшую корку наста, и заснеженная поляна превратится для них в могилу. Для волков же крепкий наст — настоящее благо. По нему они, не проваливаясь, с легкостью догонят и одолеют даже крупного лося. Тяжелые времена ожидают сов, ведь их добыча — мыши — неохотно выбираются на поверхность наста, а под ним совы поймать их не в силах. Приходится ночным хищникам откочевывать с привычных мест, разыскивая более кормные.

Наиболее независимые от снега звери зимой имеют свои собственные квартиры. Барсуки спят в норах глубоко под землей. Медведь — в берлоге. Бобры и ондатры имеют хойки или норы. Собрав солидные запасы корма или жира, они, как правило, благополучно переживают холодную пору.

Зима в этом году долго не могла вступить в свои права. Не по-зимнему теплая погода стояла до середины января. В газетах и на телеэкранах нередко мелькали сообщения о набухших где-то почках сирени, появившихся в лесу грибах и прочих весенних явлениях. Нужно иметь в виду, что за время своего существования растения тысячи раз испытывали на себе такие аномалии погоды, и их защитные механизмы способны без особого труда преодолеть такие природные явления. Нашему заповедному лесу никаких отрицательных последствий зима не принесет. Пройдет совсем немного времени, и к середине мая лес покроется нежной зеленью первых листьев…

Но это — позже. А сейчас — по заметным на снегу следам сотрудники Волжско-Камского заповедника подсчитывают, сколько и какие звери живут в Раифском лесу. Проводят таким образом «перепись лесного населения»…

Евгений Прохоров,
начальник отдела экологического просвещения
Волжско-Камского государственного заповедника

Из истории заповедника

До революции угодья монастыря занимали значительную территорию, прилегавшую к обители. Вырубка леса на этих территориях была запрещена или строго контролировалась, что позволило сохранить многие виды деревьев. Например, в окрестностях монастыря до сих пор встречаются трехсотлетние сосны и произрастают не встречающиеся больше нигде в Татарстане пихты.

Раифский участок находится в 25 км к западу от Казани. В заповеднике имеется несколько озер. Самое крупное – оз. Раифское, на берегу которого расположен Раифский монастырь.

Само слово «заповедник» своими корнями уходит в древнюю историю взаимоотношения славянских народов с природой и подразумевает полный и нерушимый во времени запрет какого-либо использования. Это слово как бы само по себе ассоциирует с чем-то диким, нетронутым, неприкосновенным. И именно такими в начале 17 века были те окрестные леса и урочища на берегу чудесного озера, где монах Филарет построил первую хижину...

...Насаждения бывших монастырских лесов, вошедших в состав заповедника, считаются одними из старейших в Европе. Здесь зарегистрировано около 900 видов растений, 167 видов мхов, 120 видов лишайников, 282 вида наземных позвоночных. Заповедник является местом концентрации редких видов живых организмов, целый ряд которых за пределами заповедника для территории Татарстана более неизвестны...