Статьи


28.09.2007

Бесценный бобр

Все течет, все изменяется. Эти слова, кажется, как никакие другие говорят о жизни и судьбе нашего героя – бобра. В прошлом бобры жили по всем рекам Европы, берега которых были поросшими древесной растительностью. Судьба бобра как вида складывалась непросто. Зверь этот и человек с незапамятных времен жили рядом. Более того, бобр играл заметную роль в жизни человека.

Во времена древней Руси мех бобра ценился очень высоко, и бобр у многих народов был первым и единственным животным, использование которого носило характер организованного охотничьего хозяйства, имевшего большое экономическое значение. Издревле на Руси велось именно бобровое хозяйство, а не просто промысел бобра. Бобр ведет довольно приметный образ жизни. Плотину, по шуму текущей через нее воды, даже на слух можно обнаружить за сотню метров, а хатки, благодаря большим размерам, не заметить просто невозможно. При интенсивном промысле бобр должен был давно уже исчезнуть, но он оставался многочисленным, широко распространенным зверем и регулярно добывался до XVII века.

Археологические и этнографические исследования доказали, что при первобытнообщинном строе бобровое хозяйство велось организованно, с ограничением сроков и способов добычи, постоянным учетом поголовья и выделением заповедных участков. В местах бобровых поселений запрещалась рыбная ловля и охота с собаками. В памятнике древнейшего русского законодательства «Русской Правде» есть указания о том, что дело об убийстве чужого бобра приравнивалось к убийству человека.

На Руси существовали специалисты — люди-бобровники, составляющие особое сословие и жившие этим промыслом. Значимость профессии подчеркивает то, что они освобождались от податей, налогов и даже от военной службы. Экономическое значение бобрового хозяйства было очень велико. Бобр давал человеку мясо и одежду. Для получения этой продукции не нужно было далеко ходить, звери жили на реках — основных магистралях того времени.

 В Татарстане сейчас около 4 тысяч бобров  Следы жизнедеятельности бобра не скроешь...

В документах XIV-XV веков запоминаются «бобровые гоны» как места ведения бобрового хозяйства и «бобровые ловы» — места добычи зверя. Бобровые гоны передавались по наследству и продавались.

Бобровое хозяйство стало приходить в упадок при монголо-татарском иге. Невыносимые поборы в первую очередь сказались на боброводстве. Бобровые гоны не смогли больше выдерживать возрастающей нагрузки, к тому же они регулярно опустошались завоевателями.

Кроме шкуры и мяса от бобра получали бобровую струю. Ей приписывали чудодейственные лечебные свойства. Стоимость бобровой струи была в 3-4 раза выше, чем шкуры, хотя и шкура бобра любого качества имела высокую цену. Шерсть и пух бобра использовались для изготовления дорогого сорта фетра – кастора. Касторовые шляпы и в наши дни ценятся весьма высоко. Цены на бобровые шкурки стали баснословными. Бобров становилось все меньше и меньше. Остатки бобровых поселений истребили браконьеры, которых при таких ценах не могли остановить никакие законы и наказания.

В результате в начале прошлого века от былого изобилия остается только несколько очагов. На Европейской части России бобры сохранились только в Воронежской области и на реке Березине в Белоруссии. Для сохранения бобров были образованы Воронежский и Березинский заповедники. Вскоре от нескольких десятков зверей возросшая численность позволила начать работы по реаклиматизации бобра — возвращению животных в места, где они прежде жили.

Последний бобр на территории современного Татарстана был убит в 1902 г. В дальнейшем работы по восстановлению численности бобра продолжались долгие годы. Были созданы несколько бобровых заказников: Шорский, Мамадышский, Шереметьевский и др. Реальные результаты появились только в конце 80-х годов. Сейчас численность бобров в Татарстане растет быстрыми темпами. Этому, как всегда, способствуют социально-экономические условия. Получилось так, что когда-то дорогая бобровая шкурка оказалась никому не нужной. Мясо бобров в пищу у нас давно не употребляется. Нет спроса и на бесценную бобровую струю.

В итоге в Татарстане сейчас обитает более 4000 бобров, но заготовкой их никто не занимается. Шубы из стриженого бобра на «Мелите» давно шьют из импортного канадского сырья.

В Волжско-Камском заповеднике в 1996 году после длительного перерыва вновь появились бобры. Они были выпущены на о. Линёво и р. Сумку. Перекрывая плотинами речку, бобры снижают объем грунта, выносимого половодьем в Раифское озеро. Это вместе с комплексом других мероприятий позволяет сохранить озеро от заиления. Только за последние двадцать лет площадь Раифского озера сократилась более чем на два гектара. При этом наибольшая глубина уменьшилась с 21 до 19 метров. Поднимая уровень воды в прудах, бобры способствуют повышению уровня грунтовых вод. Это помогает сохранить таежную, влаголюбивую растительность.

На бобровых прудах выводят потомство и собираются в осеннее время довольно много уток. Вот и выходит, что, изменяя гидрорежим в реках заповедника, бобры не только создают себе комфортные условия, но и помогают лесу, озерам и другим животным.

Евгений Прохоров,
начальник отдела экологического просвещения
Волжско-Камского государственного заповедника
см. также