Статьи


27.02.2008

Праведники и нечестивцы

...Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. От Матфея, 13:24-26

Даже самые отъявленные скептики не станут спорить, что в данном тексте говорится о плевеле опьяняющем, разве что кое-кто из них вспомнит, что только на территории современного государства Израиль можно обнаружить еще десять видов этого растения.

Под словом «плевелы» вообще разумеются все сорные травы: различные виды василька, чертополох, куколь и т. п. растения, растущие среди пшеницы. Тем не менее отцы церкви описывают плевелы как особое растение, несколько похожее на пшеницу, но с вредными по своим свойствам семенами. Например, святитель Иоанн Златоуст пишет, что плевелы с виду походят несколько на пшеницу, они незаметны во множестве пшеницы; но хлеб, испеченный из пшеницы, не очищенной от семян плевел, производит вредное действие на желудок и голову, тяжкие обмороки и иногда смерть. Так как только самое тонкое зрение может открыть различие между пшеницею и плевелами, то их обыкновенно оставляют расти вместе до времени начала жатвы.

Плевел опьяняющий с полным основанием можно отнести к археофитам, то есть к тем видам растений, которые известны по археологическим находкам в качестве сорных еще с доисторических времен.

Семена плевела опьяняющего, как уже говорилось, приносят немало бед, поскольку ядовиты для человека и животных (кроме свиней, уток и кур). Причиной этому служит гриб Stromantinia temulenta, паразитирующий на семенах растения. Гриб вырабатывает алкалоиды, один из которых — темулин — вызывает отравление.

На Востоке люди иногда мстили своему врагу тем, что разбрасывали на его свежезасеянном поле семена плевела опьяняющего. Всходя вместе с пшеницею, они причиняли вред урожаю и приносили печаль и убыток владельцу поля. Точно так, из злобного отношения к Христу, сатана сеет свои злые семена среди добрых зерен Царства. Бог сеет доброе зерно — истинных верующих в Него. Дьявол сеет плевелы — сынов лукавого, детей соблазна, ложных верующих. Плевелы напоминают внешне пшеницу лишь до тех пор, пока ростки зеленые; но когда все поле побелеет, когда оно будет готово к жатве, сорняки утратят сходство с пшеницей, склоняющейся под тяжестью своих созревших колосьев. Внешне набожные грешники также могут какое-то время не выделяться среди истинных последователей Христа, их подобие подлинным христианам может обмануть многих; но во время жатвы мира не будет более обманчивой схожести между добром и злом.

Слуги Христа печалятся, когда видят истинных и ложных верующих смешанными в церкви. Они страстно желают сделать что-нибудь, чтобы очистить церковь. Подобно слугам хозяина, они готовы сразу вырвать плевелы, но Христос в притче о пшенице велит поступать иначе: «.. чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (От Матфея, 13:29-30).

Так иносказательно Христос говорит, что открыто упорствующие во грехе должны быть отделены от церкви, но Он не возлагает на людей обязанности судить о характере верующего и мотивах его поведения. Он слишком хорошо знает природу человека, чтобы доверить ему такую задачу. Но Христос именно тех, кого люди зачастую считают безнадежными, влечет к Себе, всегда оставляя им надежду измениться.

Многие, считающие себя христианами, в конце концов окажутся потерянными. И многие же, напротив, окажутся на небесах, несмотря на то, что их ближние никогда не предполагали этого. Люди судят о людях по внешности. Бог же видит сердца.

И.Н. Сокольский,
«Прекрасные растения Библии»