История


28.02.2002

Трагедия в Раифском монастыре.

Тропарь, глас 4

Цвети Российскаго луга духовнаго
в годину лютых гонений дивно процветшии
новомученицы и исповедницы безчисленнии:
святителие, царственные страстотерпцы и пастырие,
монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,
добрый плод в терпении Христу принесшии,
молитеся Ему, яко насадителю вашему,
да избавит люди Своя от безбожных и злых,
да утверждается же Церковь Русская
кровьми и страдании вашими
во спасение душ наших.

27 января Православной Церковью установлен день памяти Новомучеников и Исповедников Раифских. Коллективизация 30-х годов смертельной косой прошлась по деревням и селам Казанского края, оставляя за собой выжженные изломанные людские судьбы, крестьянские хозяйства, разрушенные храмы и монастыри... Разграбление Раифы началось задолго до трагической ночи 1928 года.

 

После революции, в 1918 году, Раифский монастырь остался единственным оплотом православия в Казанском крае, не принявшим обновленчества Новомученики Раифские. Икона, XX век.

В июне 1918 года, ночью, в обитель самочинно (иначе как объяснить, что до сих пор неизвестны имена четырех красноармейцев?) вторглись семеро «товарищей». Чекисты направились в Гостиницу и стали отдавать распоряжения об изъятии монастырского имущества, не предъявляя никаких документов.

Красноармейцы же бесцеремонно ворвались в храм, выволокли за волосы пытавшегося препятствовать им монаха из алтаря и принялись там бесчинствовать: сорвали антиминс с престола, шарили в дарохранительнице... В это время на колокольне ударили в набат, сбежались крестьяне окрестных деревень. У игумена Варсонофия была договоренность с крестьянами окрестных сел, что при необходимости те выступят на защиту обители. Красноармейцев разоружили и заперли в сарай. Пока представители деревень писали протокол задержания бандитов, народ прибывал, сдержать его было невозможно, и начался самосуд.

 

Братия монастыря с прихожанами после закрытия обители в 30–е годы. Новые «насельники монастыря» — воспитанники детской колонии. 60–е годы.

Дня через три в монастырь приехал отряд красноармейцев, человек восемьдесят, для ареста монахов, совершенно не причастных к расстрелу самозванных экспроприаторов. Народ опять собрался и, отбив монахов, рассеял отряд. Тогда в Бело-Безводную прибыл отряд из 250 человек, но крестьяне укрылись в лесах, монахи же — кто ушел в Седмиозерную пустынь, кого приютили в деревнях, кто-то был арестован.

Спасли обитель профессора Казанского университета. В 1919 году был основан лесной факультет, которому была передана Раифская обитель с ее лесами. С весны 1919 года снова вернувшиеся монахи возобновили богослужения в двух храмах, но часть зданий осталась за лесным факультетом. Раифские монахи были одними из немногих в среде духовенства Казанской епархии, кто с первого дня отказался признать власть обновленцев.

Обитель стала оплотом православия в Казанском крае. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была закрыта.

Тюрьма в Святой обители. 1939–1953 годы.Власти давно хотели окончательно расправиться с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации. Ведь даже изгнанные из обители иноки не оставляли своего церковного служения — к ним приходили за советом и на исповедь. Не могла не тревожить ГПУ слава святой обители и единодушие крестьян, неизменно выступавших против закрытия обители, снятия колоколов, изъятия имущества. 23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил в окрестных селах. Таким образом, когда оставшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощную, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд.

Утром состоялось трогательное богослужение. Казалось, община первохристиан собралась в занесенном снегами монастыре. Иноки, монахини и миряне исповедались и причастились Святых Тайн. Молебен в честь преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных проходил уже в окруженном отрядом ГПУ храме.

При выходе из церкви все были арестованы, среди них были немощные, глухие, полуослепшие монахини, болезненные, почтенного возраста иноки, всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор. По нему были расстреляны шестеро: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр (Тупицын) и двое мирян, активных церковников — Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Еще восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян было приговорено к 5 годам концлагеря или высылке. Так в XX веке появились новые мученики — в Раифе избиенные...

Со времени тех трагических событий прошло более 70 лет. Новым обитателям Раифской пустыни еще предстоит послужить воскресению Раифы в былой славе и величии. Верим, поможет им в этом покровительство Небесной Заступницы. И восстановится связь времен. Уже сегодня люди поворачиваются лицом к Богу, вспоминают утраченные корни. Церковно прославлены новые Раифские мученики. И вновь нескончаемым потоком, как и сто лет назад, потянулись паломники через Святые врата...

 

Братский корпус, где в советское время располагались тюремные карцеры до восстановления. Братский корпус, где в советское время располагались тюремные карцеры после восстановления.