История


28.05.2010

Утерянные православные храмы Казани

Мы продолжаем публиковать малоизвестные материалы, связанные с утерянными православными храмами Казани. Сегодня историк А.М. Елдашев рассказывает о Николо-Вешняковской, Николо-Ляпуновской церквах.

Николо-Вешняковская церковь

Церковь св. Николая чудотворца принадлежала к древним казанским храмам. Её основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Ивана Грозного казанскому архиепископу.1  В писцовых книгах Казани за 1566 -1568 г. её место обозначается как: «на старых воеводских огородах, в новом остроге, в Вешняковой слободе».2 

«Вешняковской» называлась она потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова (или Вишнякова), подобно тому, как от головы Елизара Гляткова назывались Глятковы слободы, в которых находится церковь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1674 г. деревянная постройка была заменена каменной. Церковь неоднократно горела (1749, 18153 , 1842 г.), а после пожара 24 августа 1842 г. она была полностью перестроена. В 1849 г. строительство начал архитектор Ломан, а в 1853 г. его окончил архитектор Бессонов.

Значительные пожертвования мирян дали возможность значительно расширить и приукрасить храм.4  Особую лепту в это внёс казанский 2-й гильдии купец Сергей Егорович Павлов, который до этого в 1832 г. благоустроил Боголюбскую (Екатерининскую) приходскую церковь, что в Адмиралтейской слободе. Кроме затрат на строительство (30 тыс. руб. серебром), он заплатил за изготовление иконостаса 6 тыс. руб. серебром. Иконы были написаны в мастерской Гагаева5 . Павловым также были куплены все три паникадила в трёх приделах, все подсвечники, лампады.

Храм был освящен Архиепископом Казанским и Свияжским Григорием 10 сентября 1853 г. В таинстве освящения приняли участие архимандрит, ректор Казанской духовной академии Парфений, настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря, ректор Казанской духовной семинарии Иосиф, инспектор КазДА Паисий, игумен Кизического Введенского мужского монастыря Мелетий, ключарь Благовещенского кафедрального собора Рапидов6  и священник обновлённого храма Андрей Гурьевич Ласточкин.7 

В храме было три престола: главный – Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый — Алексия человека Божия, левый — святителя и чудотворца Николая. Храм, как по наружности своей, так и по внутренней отделке, принадлежал к числу красивейших в городе. Он был выполнен в русско-византийском стиле. Церковь венчала единственная глава на массивном барабане, рядом к ней была пристроена двухъярусная колокольня. При церкви с северной стороны в 1853 г. усердием Сергея Егоровича Павлова была построена часовня.

Церковь разобрали в 1929 г. Сейчас на её месте стоит пятиэтажный «сталинский» дом № 1 по ул. Островского.

Николо-Ляпуновская церковь

Церковь Николо-Ляпуновская или Николо-Стрелецкая была построена стрелецким головой Истомой Ляпуновым (или, по позднейшему помяннику, Димитрием Истомой Ляпуновым) ещё до 1566 г., так как в писцовой книге 1566-1568 г. она уже упоминается.

С именем основателя церкви связывается древнейший из сохранявшихся до начала 1930-х годов надгробных памятников — каменная плита, лежащая во дворе церкви над могилой его дочери Анны. На плите читались следующие слова: «…инваря 24…часов пр…ое блаженство…итрия Степанова…ова дочь ево де…Димитриевна жития…лет и 7 месяцев…ангела ея прав…ля 3 числа котор…погребена на сем месте под сим камнем».8 

В древности церковь имела и другое название, как Николо-Девичья, так как в XVI веке она входила в состав Никольского девичьего монастыря. В этом монастыре был ещё и Ильинский храм.

Число сестёр на начало XVIII века было даже больше, чем в Казанско-Богородицком женском монастыре и насчитывало: кроме игумении и казначеи 88 рядовых (там 79) и 14 новопостриженных (там 6). Монастырь прекратил своё существование после сильного пожара 1749 г.

К началу XVIII века древние храмы Николо-Ляпуновского прихода претерпели большие изменения. Никольский храм, вначале деревянный, был заменён освященным в 1695 г. каменным, с приделом архангела Михаила вместо прежнего Зосимо-Савватиевского. Прежний Козьмо-Дамианский храм уступил место каменному Ильинскому, освященному в 1736 г.

Оба храма пострадали от пожара в 1815 г. Никольский был восстановлен в 1818 г. и тогда же освящён. Он сохранил свой архитектурный владимиро-суздальский тип. Храм был расписан казанскими художниками – изображение евангелистов на фонаре было написано в 1824 г. живописцем Александром Григорьевым, изображение Господа Саваофа в куполе – писано в 1855 г. художником, губернским секретарём Николаем Егоровичем Огородниковым. Им же в 1855-1856 г. писаны иконы в иконостасе. Росписи храма хранили имя ещё одного художника — Григория Артемьева, который в 1856 г. написал изображение Спасителя с апостолами.

Ильинская церковь возобновлена лишь в 1832 г. и переосвящена в память обновления Храма Воскресения Христова. При ней был сделан придел в честь Архистратига Михаила. Иконостас для неё был построен ещё в 1823 г. экономическим крестьянином с. Егорьево Казанского уезда Николаем Желтухиным по плану, составленному жителем гор. Депрейса Никанором Быковым. на колокольне храма висел колокол весом почти в одну тонну, отлитый в Казани на известном заводе Рукавишникова.

В 1870-1885г. Николо-Ляпуновский приход временно был лишён самостоятельности и приписан был к Николо-Низскому приходу.

Сейчас на месте храмов находится здание президиума Академии наук РТ.


1 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, на 1875 год. - Казань. 1875. -С. 592
2 там же.
3 В пожаре 3 сентября 1815 г., который начался недалеко от неё, сгорела крыша, церковная ограда и дом священнослужителей. Иконостас, ризница и вся церковная утварь были спасены.
4 Казанские губернские Ведомости. 1849 г. № 32. - С. 318.
5 Гагаев Тимофей Терентьевич (1836 - 25 октября 1889), иконописец из Владимирской губернии. В 1855 г. подновил величественный пятиярусный иконостас казанского Благовещенского кафедрального собора. Иконы были расписаны в строго византийском стиле. В 1865-1867 г. расписал иконы в иконостасе Петропавловского собора.
6 Казанские губернские Ведомости. 1853 г. № 39. - С. 309 - 310.
7 о. Андрей был сыном известного казанского протоиерея Ласточкина Гурия Иевлевича (1781 - 11 августа 1828). О.Андрей был женат на дочери священника Грузинской церкви Ивана Ивановича Танаевского - Екатерине (1813 – 30 ноября 1895).
8 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, на 1910 год. - Казань. 1910. - С. 995.