Христианские уроки


06.08.2004

Божественная литургия

В Православной Церкви в течение всего года совершается божественная литургия, написанная святым Иоанном Златоустом, кроме Великого поста, когда она совершается только по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресение. Десять раз в году совершается литургия святителя Василия Великого, отличающаяся рядом более длинных, чем в литургии Иоанна Златоуста, молитв. По средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, имеющая особый чин.

Литургия — это общественное богослужение, самое важное из всех, совершаемых Православной Церковью, потому что во время его совершается таинство Святого Причащения. Божественная литургия называется также Евхаристией — благодарением Бога за спасение рода человеческого от греха, проклятия и вечной смерти. Мы поклоняемся Жертве, принесенной на Кресте Господом нашим Иисусом Христом. Божественная литургия в народе часто называется также обедней, потому что причащающийся христианин участвует в Божественной Трапезе, вкушая Тело и Кровь Христову. Таинство Причащения было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф. 26, 26-29), и Он повелел творить это таинство в Его воспоминание.

25,94 Kb

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат совершают входные молитвы, прося Бога укрепить их во время этой службы.

Проскомидия

(от греческого слова «принесение»). Она совершается в алтаре на специальном столе — жертвеннике. В чашу для причастия наливается красное виноградное вино, смешанное с водой. Из большой просфоры вырезается четвероугольная часть — агнец, для будущего преложения в тело Христово. Из второй просфоры вынимается частица в память Богоматери. Из третьей — частицы в память святых, из четвертой — за живых членов церкви, из пятой — за умерших. Частицы вынимаются только за православных христиан, по запискам, поданным верующими. Агнец и все частицы складываются на дискос (тарелочка на ножке). Во время проскомидии чтец читает молитвы третьего и шестого часа. Часто в это время люди, пришедшие в храм, разговаривают или ходят вместо молитвы, но это грех — ведь в это время нужно молиться о здравии и упокоении близких.

Литургия оглашенных

начинается возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Вслед за этим начинается мирная ектения. Ектения — это усердное моление, мирной она называется по первым словам ее «миром Господу помолимся», то есть в мире, взаимной любви. Хор поет установленные молитвы, и читаются еще две кратких ектении. После них совершается малый вход — священник с диаконом выходят из боковой двери алтаря с Евангелием, и диакон, стоя перед открытыми царскими вратами, произносит: «Премудрость, прости», то есть — будьте внимательны, станьте прямо. Священник и диакон входят в алтарь, это символизирует вхождение в алтарь сил небесных, которые незримо будут участвовать в богослужении. Поются молитвы, отражающие священные события праздника и затем Трисвятая песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Читается отрывок из посланий апостолов. Диакон выходит с Евангелием и читает, установленную уставом на сегодняшний день, часть его. Заканчивается литургия оглашенных возгласом диакона: оглашении, изыдите. Дело в том, что в древности люди, желающие креститься, оглашались — о них объявлялось всем верующим, но до крещения они могли присутствовать в храме только до литургии верных.

Литургия верных

начинается пением Херувимской песни и входом в алтарь диакона со священником, несущими Святые Дары: чашу и дискос. Это изображает шествие Иисуса Христа на вольные страдания и смерть ради людей. Читается просительная ектения о даровании всем благ спасительных. Возглас: «Возлюбим друг друга», предваряет пение всеми присутствующими в храме Символа веры. Священник призывает: «Горе имеим сердца», то есть будем помышлять о горнем, а не о земном, и затем «Благодарим Господа».

Начинается самая торжественная и святая часть литургии. Священник, указывая рукой на дискос, возглашает: «Примите, ядите это есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», и затем, указывая на чашу: «Пейте о нее все, это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многия изливаемая во оставление грехов». Священник молитвами призывает Бога Отца ниспослать Святого Духа на всех молящихся и на Дары. Действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову. В последующих молитвах прославляется Матерь Божия, Небесные заступники и выражается единство Церкви небесной и земной. В ектении: «Вся святые помянувше…» Церковь молится об освящении нас ради принесенных Святых Даров. Все в храме поют «Отче наш». По окончании священник славит Бога Отца в Троице поклоняемого. В алтаре причащаются священнослужители. Хор в это время поет молитвы.

Открываются Царские врата, и диакон с чашей выходит из них, за ним священник. Читается молитва перед причастием, и верующие, до этого исповедавшиеся и получившие разрешение к причастию, подходят к чаше. Нужно предостеречь неразумных, что причастие без исповеди у священника есть величайший грех. После причастия священник высыпает в чашу частицы, вынутые на проскомидии за всех живых и умерших людей — этим они символически участвуют в причащении. Священник благословляет всех чашей. Читаются молитвы на окончание литургии.