Христианские уроки


20.02.2005

Молебствия по умершим

Молитвы о душе должны начинаться еще до смерти человека, в его последние часы. Эти молитвы на исход души приводятся в требнике и молитвословах. Молитвы в отсутствии священника должны читаться родственниками умирающего, который уже не может говорить, от его имени. Но священнические молитвы могут читаться только им. Не следует приглашать для чтения молитв посторонних лиц «читальщиц», которые избрали это своей хорошо оплачиваемой профессией. Дело в том, что Православная Церковь запрещает богослужение женщинам и, кроме того, молитва такого человека будет неискренней, формальной.

 Евгения Бондаренко. Фото Ольги Крестининой

25 лет. Совсем девчонка... «Милая, юная и такая заботливая», — так говорил о ней отец Филарет...

29 декабря 2004 года в автокатастрофе погибла Женечка БОНДАРЕНКО.

«Я уже не смогу без Раифы, без монастыря», — отвечала она на любые предложения сменить работу, как бы ей ни было тяжело. Экскурсовод, воспитатель мальчишек в Детском корпусе, внештатный сотрудник газеты «Раифский вестник». Ни одного выходного, ни одной свободной минуты... да и это, пожалуй, не главное...

Она была словно ангел-хранитель для меня, порой заходившей в тяжелые жизненные и духовные тупики. Для своих младшей сестры Леры и братишки Ярослава. Для 25 мальчишек — сирот из Раифского приюта, которые делились с ней своими проблемами, радостью и слабостью. И все (я это видела) были влюблены в нее — кто тайно, кто явно. Она же была привязана к своим воспитанникам так, что даже после бессонных дежурств находила время и силы решить их проблемы — посоветоваться с отцом Филаретом, поговорить, объяснить... Я не помню, чтобы она, как бы ни была занята, оказалась равнодушна и безучастна к чужой беде, к чьим-то трудностям...

Никто не слышал от нее равнодушного или грубого слова. И это в наше сумасшедшее время, когда, как сказал кто-то «ныне подвиг — даже просто не стать подлецом и не спиться...» Неустойчивое, неопределенное время. И все, что давало ей силы, — вера. Искренняя, по-детски все заполняющая и мудрая, всепрощающая... Я не знаю так глубоко верующего юного человека, всегда поражалась умению так верить и так жить...

Ты была очень сильной, Женька! Тащить на себе такой «воз» и быть хрупкой, нежной, очень красивой девушкой из тургеневского романа. Внешне беззащитной и ждущей настоящую любовь...

Осознать то, что случилось, невозможно. Васильковая «Окушка», на которую Женя копила, занимала, которую чинила, чтобы вовремя успеть, чтобы всем помочь, привезти, доставить... Предпраздничная суматоха... Репетиции с мальчишками в Детском корпусе новогоднего праздника, сценарий к которому она писала бессонными ночами... Гололед и роковая случайность...

Я верю, что в других мирах и измерениях она есть. Есть ангел-хранитель у меня и у многих других... Как наша Женя, которая всегда была с нами и будет всегда...

Светлана Серова

Человек, созданный по образу и подобию Божию, смертен. Своим первородным грехом, неповиновением Адама и Евы запрету их Творца, люди потеряли бессмертие.
Но Господь не проклял человеческий род, Он дал возможность человеку снова вернуться в рай. Для этого Он послал на землю Своего Сына Возлюбленного, Который дал людям заповеди блаженства, избавил их от вечной смерти и показал путь в рай через веру без сомнений и колебаний в Бога, любовь к ближним деятельную и жертвенную.
Каждый день умирают люди, часто это те, с которыми мы встречались на улицах, жили вместе в одном доме, вместе учились или работали. Особенно тяжело, но неизбежно, нам приходится переносить боль утраты наших родственников: родителей, братьев и сестер. Эта боль кажется непереносимой и мы, страдая, ищем утешения.
Православная Церковь не оставляет своих чад в горе. Она предусмотрела определенные молитвы и молебствия по усопшим, которые напоминают нам, что нет смерти вечной, а есть переход в иной мир. Нам, оставшимся в живых, церковь помогает облегчить и нашу боль и освятить переход души от тела умершего в вечность. Церковь напоминает, что после смерти тела бессмертная душа покидает его, хотя первые дни может находиться вблизи от него. Поэтому главная забота родных и друзей умершего — это забота о душе. Тело же нужно только обмыть и обрядить в чистую одежду.

Душа бестелесна, она не нуждается ни в еде, ни в питье, ни в каких-либо вещах. Поэтому греховно выполнять языческие обряды: ставить стакан с водой (или водкой!), покрытый ломтем хлеба у иконы, вешать полотенце.... Нужно только пред иконой затеплить лампаду и зажигать свечи во время молитв.

Канон молебный на исход души

Если к умирающему человеку пришел священник, то он начинает как обычно: Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Затем читается Трисвятое и по Отче наш Господи помилуй 12 раз, придите поклонимся.... и читается 50-й псалом. Вслед за этим читается канон на исход души.

Канон состоит из 9 песен со стихами к каждой. Каждая песнь начинается икосом, эти девять икосов поются и при отпевании умершего. В песнях говорится о том, что время быстротечно и час ужасный наступает, душа наполняется страхом и трепетом. Пришло время помощи и заступления Пресвятой Владычицы. Душа просит: не отврати от меня многие щедроты Твои, но явись предо мной ныне, в час судный помяни меня. Уже безгласный умирающий в душе повторяет: Душе моя восстани – конец приближается, воспряни да пощадит тебя Христос Бог, нощь смертная настигла меня неготового. Как увижу Невидимого, как дерзну открыть очи, как могу увидеть моего Владыку, которого от юности огорчал непрестанно. В конце канона священник читает молитву, в которой испрашивается у Господа, могущего отпускать грехи всякому человеку, принять с миром душу раба своего (называется имя умирающего) и упокоить ее в вечных обителях со святыми.

В тех случаях, когда человек, умирая, долго мучается, читается другой канон. Начало его как и предыдущего, но после придите поклонимся читаются три псалма: 69, 142 и 50. Затем следуют 9 песен с теми же икосами, как и в предыдущем каноне, но содержание стихов к ним иное. Смысл их в следующем: пришедших к умирающему призывают: придите и соберитесь все, жившие в благочестии и восплачьте о душе, лишенной слова Божия и работавшей старательно демонам.

От имени умирающего произносится: пришло множество злых духов, держащих в руках записи моих грехов и хотят захватить мою душу. Возлюбленные братья, видя осуждение моих дел мерилом праведным, молите Христа Бога, чтобы Он был милостив ко мне. Обращаясь к ангелу-хранителю: предан демонам, которые спускают меня на дно ада, все меня забыли. Но ты помяни меня, Ангел Господень. И просьба к Пресвятой Богородице: Христа моего Мать, как забыла меня, как не уговорила к милосердию Того, Кто создал. Увы мне ибо закрылось милосердие Христа моего.

Заканчивается канон молитвой, в которой священник просит: Ей, Владыко Господи Боже, услыши меня грешного и недостойного раба Твоего в час сей и освободи раба Твоего (имя) от нестерпимой болезни и горькой немощи и упокой его.

Отпевание умершего

Отпевание умершего совершается непосредственно перед погребением, желательно в храме, но можно и дома или в больнице. В некоторых случаях, особенно при нечаянной смерти, когда тело умершего находят спустя много времени после смерти, отпевание может быть совершено заочно, то есть без присутствия тела умершего, но в присутствии родственников его. Отпевание - это обряд, а не таинство, как думают некоторые. Поэтому так важно перед смертью исповедаться и причаститься.

Начинается отпевание как обычный молебен: Благословен Бог наш... Святый Боже...Пресвятая Троица, Отче наш...Яко Твое есть Царство.

По установившейся традиции три раза поется Аллилуйя и затем читается ектения о упокоении раба Божия (имя). Испрашивается прощение прегрешений его вольных и невольных и упокоение его вместе с праведниками. После этого повторяется шесть раз возглас Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. После каждого читаются или поются стихи, в которых говорится, что святые обрели дверь райскую, и я (от имени умершего) погибшая овца, найду путь покаянием. Спаситель, спаси меня. Тех кто в жизни нес крест, следуя с верою за Христом ожидают почести и венцы Небесные.

После тропаря Покой Спасе наш с праведными раба Твоего...начинается пение канона. В нем те же 9 икосов, как и в службе на исход души, но после каждой поется упокой Господи душу усопшего раба Твоего (имя). После шестой песни ектения по умершем и поется кондак Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего...Сам един еси безсмертный, сотворивый и создавый человека...После девятой песни поется от имени присутствующих: плачу и рыдаю егда помышляю смерть и вижу во гробех лежащую по образу Божию созданную красоту, безобразну, безславну, не иущую вида.

Заповеди блаженства читаются для того, чтобы присутствующие на похоронах еще раз услышали заповеди Иисуса Христа и еще раз поразмыслили над своей жизнью. За ними следует чтение: сначала читается отрывок из послания апостола Павла солунянам (в русском переводе – к фессалоникийцам (гл 4, 13-17). В нем говорится, что не нужно скорбеть об умершем, потому что Христос при втором пришествии на землю воскресит мертвых. Живые же вместе с умершими будут подняты на небеса для встречи с Господом. Затем после Аллилуйя стихи 24-30 из 5-й главы Евангелия от Иоанна. В этих стихах еще раз напоминается нам, что человек, слушающий слова Христа и верующий в Бога, имеет жизнь вечную. И в последний день восстанут делавшие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Вслед за этим обычно читается разрешительная молитва, напечатанная на листе бумаги, который по прочтении вкладывается в правую руку умершего. Иного в этой руке быть не должно.

Возвращаясь к началу последования отпевания поется: Со духи праведных скончавшихся и читается ектения Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...

Заканчивается служба отпустом, в котором священник утверждает, что Христос душу от нас преставльшегося в селениях святых вселит и нас помилует. Поется Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи и три раза поется Вечная память. Заканчивается отпевание троекратным пением Святый Боже....

Панихида

Панихида по возможности совершается сразу после смерти человека и может повторятся ежедневно до отпевания и обязательно на девятый и сороковой дни после смерти, желательно в дни рождения и именин усопшего.

Содержание панихиды практически повторяет последование отпевания, но не читаются заповеди блаженства, послание апостола Павла и Евангелие. Начинается панихида после Трисвятого чтением псалма 90 и ектенией о усопшем и прошением о избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды.

Игумен Филарет