Христианские уроки


14.04.2007

Радоница - день особого поминовения усопших

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2007-м году – 17 апреля по новому стилю), которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

В храме

Иеродиакон Иоанн


Иеромонах Марк, насельник Раифского монастыряРассказывает иеромонах Марк (Гоголашвили), насельник Раифского монастыря:

— Радоницу, прежде всего, надо встречать с верой. Это день не простого посещения кладбищ, на которых похоронены ваши родные и близкие, это не просто посещение похороненного тела вашего близкого. Да, тело усопшего находится в могиле, но душа человека ведь в мире ином. Да, могила должна быть в порядке, прибранная и ухоженная, но гораздо важнее – поминовение усопшего в храме, на общей молитве о упокоении, на панихиде. Надо твердо понимать, что в первую очередь в заботе и внимании нуждается не похороненное тело, но душа человека. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

И в этот день светлой Пасхальной радости о воскресшем Господе нашем Иисусе Христе небеса отверзты для особой молитвы. В поминальной молитве нуждаются не только души своих родных и близких, но и души врагов, недоброжелателей, которые при жизни досаждали вам… Чем больше мы молимся о них — тем больше они о нас. И этим мы примиряемся с теми, кого уже нет среди нас.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Каждый христианин должен провести этот день так — прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. И только после этого можно ехать на кладбище к родным могилам. Прибрать могилки лучше накануне, если это позволяет сделать погода, а день Радоницы полностью посвятить общению с душами ушедших от нас близких.

В России есть традиция устраивать поминальную трапезу прямо на могиле умершего, при этом совершая обильные возлияния. Это не правильно! Церковь запрещает своим чадам устраивать закуски и возлияния на могилах, подобно язычникам, но желающим устроить поминальную трапезу рекомендует делать это в своих домах, но не на кладбище. Если вы хотите помянуть усопших, то делать это надо дома за поминальным столом, в кругу родственников, уже после посещения кладбища. Также достойное поминовение усопших заключается в раздаче милостыни неимущим и заботе о тех, кто ее особенно требует. Душа поминаемого утешается и радуется только правильному церковному поминанию, а вовсе не банальной пьянке, зачастую устраиваемой родственниками.

Тому, что души усопших слышат нас, есть немало подтверждений.

В моей жизни был такой случай явного присутствия души усопшего — несколько лет назад я ездил на родину в Грузию и посетил древний Богородицкий монастырь в Мцхете.

На кладбище этого монастыря похоронен иеромонах Гавриил, который много лет назад благословил меня на монашество. Я преклонил колени перед могилой, покрытой высокой декоративной травой, похожей на осоку, и молитвенно общался с дорогим мне усопшим священником. И вот во время молитвы я увидел, как среди неподвижных высоких травинок вдруг один листок начал отчетливо и быстро колебаться в разные стороны. Ветра в тот момент не было, а соседние травинки стояли не шелохнувшись. Это явление видели многие паломники, стоявшие со мной рядом. Я уверен, что это удивительное колебание листа среди всеобщего покоя и неподвижной травы было явленным мне знаком души иеромонаха Гавриила о том, что он видит меня и общается со мной…

ИЗ РАССКАЗОВ ПРИХОЖАН РАИФСКОГО МОНАСТЫРЯ

Владимир В., г. Казань:

— Несколько лет назад умерла моя жена, Галина. Ей было всего 35 лет, у нас осталась дочь. Я долго не мог прийти в себя, даже не помню, как хоронили, как поминали. Все прошло как во сне, в каком-то забытьи… Мое состояние было очень плохое: я не мог спать, не мог есть, но надо было держаться из-за дочери. Автоматически ходил на работу, как-то жил. Дочка постоянно говорила мне, что ей каждую ночь снится мама, по ночам она плакала во сне. До этого я ни разу не видел моей жены во сне. Но однажды она приснилась мне и сказала, что вы меня даже не помянули, отвезли и похоронили на кладбище, и все. Я проснулся с отчетливым чувством того, что сделано что-то не так. Я сам крещеный, но в церковь не ходил и особенно об этом никогда не задумывался.

На следующий день мы с дочкой поехали в Раифу. В храме я встретил священника и он подробно объяснил мне, что надо сделать. Мы побыли в храме, потом я заказал панихиду, подал записку на вечное поминание. И моя душа как-то стала успокаиваться, я понемногу стал приходить в себя. Через несколько дней я еще раз увидел во сне мою покойную жену — она улыбалась мне и была какая-то спокойная, светлая. Мы с дочкой стали часто бывать в храмах, и каждый раз мы подаем записки об упокоении нашей жены и мамы. Я уверен, что эти поминовения необходимы для души умершего, а натолкнула меня на эту мысль сама моя жена, когда пришла ко мне во сне.