Христианские уроки


18.07.2007

Где живут самые счастливые люди?

Многим кажется, что христианство — религия пессимистов, поскольку утверждает, что рай на земле невозможен. «Если так, — нередко спрашивают такие противники христианства, — тогда зачем трудиться, бороться за что-то, к чему-то стремиться... Не лучше ли тихонько сидеть сложа руки и ждать конца?»

Журналисты сайта «Мир и православие» решили опросить православных людей, которые отнюдь не унывают и не сидят сложа руки, чтобы узнать, как они понимают невозможность земного рая и испытывали ли они тем не менее когда-нибудь «райское блаженство»?

ИЛАРИОН, епископ Венский и Австрийский:

— Если мы и не можем построить рай на Земле, то это не значит, что мы не можем избежать ада на Земле. Рай — это то, что создано Богом. Ад, как в земной, так и в эсхатологической перспективе, создается свободной волей людей. Ад — это состояние противления Богу, нежелание быть с Богом, сознательный отказ от исполнения заповедей Божиих. Мы не можем создать на Земле идеальное общество, но мы можем избежать ада, создать (и это касается как целых народов, так и отдельных семей или людей) такие условия, в которых человеку будет хорошо жить. Это зависит прежде всего от того, как мы относимся друг к другу. Моменты ощущения райского счастья у меня бывают довольно часто: прежде всего они связаны со служением Божественной Литургии. Ощущение присутствия Бога и есть моменты райской радости.

Алексей Ильич ОСИПОВ, доктор богословия, профессор МДАиС:

— Люди по-разному понимают счастье. Одно из представлений о нем, которое сейчас широко рекламируется, связано с максимальным удовлетворением того, что мы называем человеческими потребностями. Но что это за потребности? Человеку очень часто не хватает достатка, он и не хочет знать его — он стремится к богатству. Ему мало быть сытым, он объедается. Недостаточно выпить вина — нужно напиться. Не удовлетворен признанием и одобрением его талантов — требует всеобщего почитания, славы. А не получая удовлетворения, человек унывает, отчаивается — страдает. Так естественные потребности превращаются в свою противоположность...

Когда у человека совесть, чувства, намерения, цели чисты, то и душа его будет испытывать радость. Посмотрите, чем наполнены наши акафисты — непрерывным припевом: «Радуйся!»... Но на земле нет радостей без скорбей, тяжелых страданий. И основная их причина — наши страсти, эгоизм, самолюбие. Поэтому основной вопрос жизни — не в наивном поиске так называемой счастливой жизни, не меняя при этом своего внутреннего состояния, а в том, как уничтожить источник наших бед — грех....Не может быть рая на земле, пока страсти — главный враг человека — культивируются всем процессом личной и общественной жизни. Нужно самому человеку стать райским существом, тогда и на земле рай будет!

Всеволод ЧАПЛИН, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

— ...Ошибкой было бы считать, что возможно построить на земле «Царство Божие» без Бога. Но именно к этому стремится большинство современных идеологий. Общество, утратившее веру в Бога, строит только Вавилонскую башню...Христианин, даже зная о конечности этого мира и о постоянном умножение в нем зла, должен не смиряться, а в меру своих сил противостоять этому злу. А если возможно — устраивать общество так, чтобы оно хотя бы немного повторяло порядок, существующий на Небе в Царствии Божьем и в торжествующей Церкви. Именно к такому обществу должны стремиться православные христиане... мы должны иметь перед глазами эту надежду, что бы мы ни делали в этом грешном мире.

подготовили
диакон Федор КОТРЕЛЕВ,
Леонид ВИНОГРАДОВ, Алексей РЕУТСКИЙ,
Марина НЕФЕДОВА,
Екатерина СТЕПАНОВА, Алиса ОРЛОВА