Христианские уроки


27.02.2008

Что такое борьба с грехом?

Что такое борьба с грехом, ведь она возможна только с помощью Бога? Можно внешне не совершать греха, но в мыслях желать этого, что же делать с мыслями? На эти и другие вопросы отвечает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов.

— Опытные люди говорят, что никто не становится сразу спортсменом высокого класса, для этого нужна постоянная тренировка. Слово «аскетика» происходит от греческого «askeo», что значит «тренируюсь». Значит, нам необходима духовная тренировка. Мы просто не ставим себе целью упражняться в молитве, в богомыслии. Никто еще не научился молиться, не молясь. Никто не научился бороться с помыслами, не борясь с ними. Большой помощью в этом занятии может стать чтение духоносных книг. Не чтение книг о чудесах и мироточениях, которые ничего практически не дают. Необходимо чтение духоносных книг. Ибо с кем мы общаемся, тем духом мы и наполняемся. Надо читать святых Отцов, иметь их труды настольными книгами: «Поучения» Аввы Дорофея, «Письма Валаамского старца Иоанна» и другие. Эти книги не заменяют нам молитву, но также наполняют нас Духом Божиим, помогают жить по-христиански. На столе должна быть святая книга, в которую нужно заглядывать ежедневно, читать одну-две страницы. Нельзя приобрести что-то без труда.

На исповеди. Раифский монастырь. Фото Дениса Домбровского

— Какова связь между страстями и страданиями?

— Даже этимологически слово «страсть» связано со «страданием». Поэтому ваш вопрос равносилен такому: «Какова связь между мучением и страданием?» А связь простая: когда человек осуждает, он уже страдает. Я страдаю, когда я завидую, ненавижу. Когда объедаюсь, мой бедный живот страдает и кричит: «Не могу больше, помилуй меня!» А я отвечаю: «Погоди, вот это блюдо очень вкусное. Я тебе еще сейчас положу, голубчик, и не плачь». Так что связь очень прямая. Хотя есть вещи и менее очевидные. Но не будем же мы настолько слепы, чтобы жить (ощущать) только кожей. Когда я внутри себя лукавлю, лицемерю, осуждаю кого-то, я нарушаю закон человеческого бытия. А любое нарушение закона чревато страданием. Грех есть страдание. Поэтому ради собственного блага нужно избегать греха.

— Если от действия грехов явных, таких, как пьянство или блуд, появляется скорбь, то является ли она очистительной скорбью, о которой пишут святые Отцы и Священное Писание. Смиряет ли грех?

— Появление скорби — естественное следствие греха. Если кто-то идет босиком по лесу и вдруг наступил на сосновую шишку, то он может подскочить от боли. Эта боль естественная, но не очистительная. Боль является предупреждением человеку: «Не делай так». Как было бы ужасно, если бы не было боли, и беда, когда боль уходит. Пока ухо чувствует мороз, еще ничего не потеряно, но беда, когда оно мороз чувствовать перестало, можно остаться без уха. Вот что такое скорбь, которая проистекает в силу греха. Эта скорбь является благим действием для живого организма: я должен обратить на нее внимание и прекратить действие, приносящее мне страдание. Это сигнал: ухо защипало – нужно немедленно растереть его или укрыть шапкой. Так и при совершении греха. Христианство отличается от других религий тем, что предлагает бесценное средство: тут же покаяться перед Богом, то есть измениться.

Покаяние по-гречески «metanoia», то есть «изменение». Под покаянием разумеется изменение моего отношения к тому, что я сделал. Если хотите, это есть прямая ненависть ко греху. Без нее покаяние остается пустым звуком.

Нужно именно покаяние, и священник может в этом деликатно помочь. Почему я говорю об этом? Однажды после исповеди у одного батюшки женщина сказала: «Слава Богу, что я не девушка, а то бы вышла после этой исповеди развращенной». Я спросил ее, в чем дело. Она говорит: «Он о таких грехах мерзких меня расспрашивал, о которых я в жизни своей никогда не слыхивала». Это не исповедь, это значит испачкать человека, грязью его облить. Поэтому осторожность должна быть с обеих сторон: и священника, чтобы не осквернить душу, не подать ей дурные и отвратительные мысли, и со стороны кающегося должна быть попытка ото всей души перед Богом каяться, не вдаваясь в детали и подробности... И завести себе привычку: как только согрешил, например, обманул ближнего, тут же немедленно искренне попросить прощения у Бога, и если есть возможность, — то и у обманутого. Вот это будет покаяние, исцеляющее и очищающее человека. Христианство дает бесценное средство излечения раны, а где они не исцелены, начинается воспаление и загнивание. Вот чего нужно бояться как огня. Это гниение проявляет себя таким образом, что страсти начинают развиваться с огромной силой, и далее, по слову Иоанна Лествичника, у человека может наступить «окамененное нечувствие», то есть теряется чувствительность, совесть перестает говорить.

— Человек постигает свои немощи, понимает, что он не может их преодолеть, через это он смиряется. Но не может ли он дойти до такого состояния, что теряет рвение бороться с самим собой? Получается не смирение, а успокоение в том, что он грешник. Что делать в таком случае?

— Представьте, я иду и вдруг наступаю на гвоздь пяткой. Причем гвоздь с зазубринами, сам вытащить не могу. Ослабеет ли у меня рвение идти к врачу? Нет. Когда я чувствую остроту раны и боль, ревность моя не ослабеет. Я буду делать сам все, что могу, и буду благодарен всем, кто мне поможет.

Всю суть христианства можно свести к одному греческому слову — синергия, то есть соработничество. Ни я не могу спастись без Бога, ни Бог не может меня спасти без меня. Вот одна из фундаментальных аксиом христианской веры. Поэтому рвение может ослабеть только тогда, когда человек перестает чувствовать грех. А пока гвоздь в пятке, будет прыгать на одной ноге, пока не помогут вытащить.

— Если человек не делает особых грехов, живет, казалось бы, православной жизнью и думает, что уже смирился и спасен, не есть ли это состояние, когда он утерял рвение бороться с грехом?

— Одно дело наше человеческое представление о добре и зле и совсем другое (неизмеримо глубже и тоньше) учение Евангелия об этом. Люди, которые в первый раз в жизни приходят на исповедь обычно говорят: «Я в общем-то не грешен и не знаю, в чем каяться», — и перечисляют свои добродетели. Они не знают, что даже мысль дурная о плохом человеке уже подобна занозе в собственной пятке.

Если человек будет следовать евангельским заповедям, то он никогда не придет к мысли о своей безгрешности, если же он будет опираться на свое понимание добра, то, конечно, легко ему впасть в гордыню.