Христианские уроки


07.02.2010

Следуя наставлениям преподобных старцев

«Тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а по совету преуспевших, не возможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей! Враг не любит света; почему откровение злых помыслов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняют их и истребляют. Как змея, извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека. Это подтверждается многими и премногими примерами и опытами».

Святитель Николай Сербский(1880-1956)

Почему Господь не слышит наши молитвы

Ты жалуешься, что Господь не услышал твои молитвы. Ты молился Ему в бедах и искушениях, а Он тебя не защитил. Удивительно: как это не защитил, если ты справился с бедой, а не она с тобой?

Хочу тебя спросить: а слушал ли ты Господа? В Ветхом и Новом Заветах Господь обещал слушать тех, кто будет слышать Его. Так что — слышишь ли ты сам Господа, если хочешь, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли Его заповеди, послушен ли Его законам? А если нет — тогда почему ты требуешь, чтобы Бог услышал тебя и исполнил твою просьбу?

Господь пришел в наш мир и омыл ноги ученикам, которые любили Его. С радостью внимал Творец Своим чадам: Моисею, Аврааму, Иакову, которые любили Его и во всем слушались Его, — и Бог услышал их и дал им все, о чем они просили. Множество и множество раз изливал Он Свои милости на тех, кто был послушен Его закону.

И если Он не услышал твои и мои молитвы, то только потому, что мы сами не хотели исполнить Его заветы или же наша молитва была неправильной.

Через пророка Исаию Господь обращается к тем, кто Его не слышит: когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис. 1: 15). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис. 1: 19). Значит, Бог слушает нас тогда, когда мы слушаем Его, и не слушает, когда мы не слушаем Его.

Бог не слушает нас, если мы молим о вредном и неразумном. Однажды апостолы Иаков и Иоанн попросили Спасителя, чтобы Он низвел с неба огонь на селение, где им не дали ночлега, но Спаситель запретил им. Он не только не услышал прошения Своих учеников, а даже укорил их.

Подумай и ты: всегда ли ты молился о достойном человека и Бога?

И еще спрошу у тебя: почему ты молишься только во время беды? Это унижает тебя и оскорбляет Бога. Создателю нужно, чтобы мы всегда ощущали Его присутствие, всегда пребывали с Ним в молитве: непрестанно молитесь. Когда мы призываем Господа только в трудных обстоятельствах, в беде и несчастии, это унижает Бога – ты словно вызываешь Его, как пожарника на тушение горящего дома.

Христос даровал нам право называть Своего Отца нашим Отцом. Что может быть утешительней этого? Что может быть лучше для детей, чем находиться с родителями?

Будем же стараться предстоять Отцу небесному во всем и всегда – и в сердце, и в мыслях, и в молитвах. Молитва благодарения в дни радости станет запасом, который послужит нам больше, чем вынужденная молитва в дни плача и скорби.

О цели земной жизни

Вы спрашиваете, какая цель земной жизни. Об этом написано в Евангелии. Только в этой книге для христиан есть ответ на этот вопрос. Мусульмане знают о цели жизни только то, что помещено в Коране из Евангелия. Нехристианским народам, не знающим Евангелия, не открыта цель земной жизни.

А цель земной жизни — стяжание Царствия небесного. Эта цель указана в первых словах Спасителя: покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное (Мф. 4: 17), а последними Его словами были: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16: 15). И все Его другие слова — о Царствии небесном. О Царствии небесном нам свидетельствуют и вознесение Господне, и явления Спасителя. Все Евангелие говорит о Царствии небесном как цели нашей земной жизни. В Евангелии указывается не только цель нашей жизни,  но показываются пути к этой цели, потому что, прежде чем отправиться в путь, надо знать, куда же идти.

Как надо дорожить временем

Дорожа временем, — написано у апостола Павла (Еф. 5: 16). Ты спрашиваешь, что означают эти слова. «Мы дорожим временем, когда используем его на добрые дела», — толкует это место блаженный Иероним. «Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям», — толкует это место святитель Феофан Затворник.

Слова апостола подобны словам Господа: надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью (Мф. 25: 27). Когда Спаситель вернется, чтобы судить мир, Он спросит, как мы употребили данные нам таланты, как использовали время данной нам жизни? Променяли дешевое на дорогое, подобно Иакову, или же дорогое отдали за дешевое, подобно Исаву? Уступили ли вы соблазнам времени и продали душу за мирские блага или же отдали все за свою душу?

Поэтому надо исполнять заповеди Божии каждый день, при каждой возможности. Это и есть дорожить временем, которое даровано Богом. Потому что дорожить буквально означает «платить». Оплати мелким, а получишь крупным. Умали себя, стань на время слугой и поденщиком, чтобы получить вечное царствование, которое обещано нам Господом. Даже тот, кто находится сейчас в темнице, пусть не приходит в отчаяние, но день и ночь кается и молится Богу — и это зачтется ему так же, как и богатому, отдавшему свое богатство для церкви. Наш Господь видит все обстоятельства нашей жизни и ждет от нас, чтобы мы делали все по своим силам и обстоятельствам.

Пусть каждый день служит для пользы твоей души. Наполни его дыханием Духа Святого, и да направит Он тебя ко всякому благу. Если ты не сделаешь это, то будешь скомкан, как тряпка, и отброшен во мрак. В земной жизни мы тратим несущееся время или на спасение, или на погибель – так бурный поток воды, который не удалось направить на жернова мельницы, утащит несчастных к обрыву, к бездне. Одним время служит, над другими оно господствует. Одним время — седло, другим — наездник.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ (1866-1938)

Преподобный Силуан был по своему послушанию монастырскому эконом. К нему, простому монаху, приходили сотни монахов со всей Святой Горы, чтобы согреться огнем его пламенной любви. Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора и Русская Церковь шла путем мученичества. Его записки многие называют Новым Добротолюбием. 

Совет неверующему, как вступить на путь веры

Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит. Но не надо говорить: «Если Ты есть, то накажи меня», потому что, если придет наказание, ты, быть может, не найдешь силы благодарить Бога и принести покаяние.

И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь».

Апостол Павел, пока не знал Господа, гнал Его, но когда познал, то обтек всю вселенную, проповедуя Христа.

Если Господь не даст Духом Святым познать, как много Он нас любит, то и не может человек знать, потому что невозможно земному уму от науки разуметь, какую любовь имеет Господь к людям.

Но чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого, если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен, и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна.

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ (1788-1860)

Преподобный Макарий Оптинский, скитоначальник Оптиной пустыни, после кончины преподобного Льва стал главным старцем в обители. Преподобный Макарий получал множество писем. С 1834 по 1841 год он писал ответы от имени своего духовного отца и сотаинника преподобного Леонида, а после кончины старца Леонида в продолжение девятнадцати лет своей жизни, будучи главным старцем обители, продолжал писать уже от своего имени или диктовал ответы своим ученикам.

Письма преподобного Макария заключают в себе полное наставление к шествию по пути спасения, утешение  в скорбях и решение недоумений на самые разнообразные духовные вопросы. «Письма его могут быть названы часами, по которым и во утро, и в полдень, и нощию можно проверять жизнь, — писал оптинской братии игумен Антоний (Бочков). — И юный, и зрелый, и старый может прибегать во всякое время к этому указателю, который сам шествовал неуклонно по пути Солнца правды».

Как достичь спокойствия и душевного мира

Вы спрашиваете: принимает ли Бог искреннее желание человека исправиться и жить по Его воле? Поможет ли тому, кто ищет царствия Его и все рад сделать, только бы не прогневать Его?

В этом нет никакого сомнения, что Бог приемлет наши благие намерения к исполнению воли Его и помогает нам в сем по нашему произволению; надобно иметь искус от противных случаев, чтобы при исполнении заповедей Божиих мы потерпели и скорбь какую-либо, ибо диавол, ненавидяй добра, старается противиться нам и не допускает до сего, — или сам собою чрез помыслы всякого рода, или чрез людей. А мы, понуждая себя и прося помощи Божией, бываем искуснее в делании и, познавая свои немощи, смиряемся; смирение же укрепляет наши добрые дела и творит их богоугодными.

Святой Исаак Сирин пишет, что добродетели не могут быть не сопряжены с печалями и путь Божий есть крест повседневный. Прочтите в книге святого Исаака слова 34, 35, 36 и 37. Вы увидите в оных сию истину и еще, что при исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует.

А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и сотворите все повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдывался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему бытии.

Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, — дабы мы смирились.

Если же нет неприятностей от людей, то внутреннее смущение и неустроение духа служит нам показанием в нас гордости и побуждением к смирению. Когда человек смирится, то благодать окружает его, пишет святой Исаак.

Вы желаете спокойствия и мира душевного, но никак не можете его достигнуть. О! Это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 29).

А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь прежде крестной смерти Своей много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем и нам оставил Собою образ, да последуем стопам Его. Читайте в книге святого Исаака слова 78 и 79, — увидите, что и искушения нужны, и за что оные попускаются, и чем от них освободиться. Там более о духовных внутренних искуплениях упоминается, и вы примените к себе; если некоторые из оных находите в себе, то не смущайтесь, а смиритесь и успокойтесь.

Еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы — духовные воины — должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других и, умалив (таким образом) страсти наши, то есть победив их, а паче гордость и возношение, гнев и ярость и прочее, тогда и сего дара удостоимся — мира душевного.

Надо ли просить прощения у тех, кому ты причинил неприятность

Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобою и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобою. Но сего невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокаиваться.

Как предаваться воле Божией

Будущее для нас неизвестно, посему надобно предавать все воле Божией и молиться о сем: «Да будет воля Твоя, Господи, о нас и о детях наших».

Вера имеет силу даровать тебе успокоение; за веру и Авраам похваляется; по стольких обетованиях о семени его повелевает Господь принести Исаака в жертву Ему, — каково это было отеческому сердцу, и  имея только одного сына! Но вера превозмогла любовь к сыну покорностию воле Божией, а какой конец, — всем ведомо.

Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией.

 

«Рассудительность, — писал преподобный Кассиан Римлянин, — есть дар Божий, который однакож надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свое на рассуждение опытнейших старцев. Это самая мудрая школа рассудительности, в которой научаются добро рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют к тому особой способности.

Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коего первым доказательством служит — открывать отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Такое действие и способствует безопасно пребывать на правом пути и охранять от всех сетей дьявольских.

www.bogistina.info/bibl/starci.shtml