Христианские уроки


30.06.2011

Пост телесный ничего не значит без духовного

Что главное в посте? Как определить лично для себя меру поста? Об этом беседа с иеромонахом Григорием, насельником Раифского Богородицкого мужского монастыря.

 

17,07 Kb

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский...

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

— Отец Григорий, еще совсем недавно был Великий пост и вот уже начало Петрова поста. Скажите, что главное в посте, в чем его смысл? И почему и для чего существуют ограничения в пище?

— Я бы сказал, что пост – это время покаяния. Время для воздержания сердца и укрепления духа, как говорят святые отцы.

Физический пост, то есть ограничение в пище, дисциплинирует человека и подвигает на молитву. А это значит, возникает некая гармония, когда внутреннее «я» и внешнее соединяются. Когда достигаешь этой гармонии в душе, то и все вокруг тебя становится иначе... Во всем должна быть гармония. Но если она была разрушена сразу после грехопадения Адама, то хотя бы во время поста ее ощутить...

Ограничение в пище, или физический пост — это своего рода начало постового подвига. Через него мы настраиваемся и втягиваемся в духовный, который усугубляет молитву. — Скажите, а если ограничить себя в еде не представляет особого труда? Ведь есть и такое, согласитесь?

— Да, есть и такое. Но таких людей на самом деле очень мало. Ко мне обращались такие прихожане. Говорят, как же быть, мы ведь и так много не едим, и пост нам будет не так трудно даваться. Но, знаете, когда они начинали держать пост – поняли, что это довольно непросто. — Отец Григорий, как же определить для себя меру поста?

— Главное, чтобы пост не принес вред здоровью, поэтому соблюдение его — строго индивидуально для каждого. Все по силам. Необходимо благословение священника — особенно больным людям. Так как несение болезни — выше соблюдения поста.

У кого есть духовник – тому проще, то, что он благословил, то и исполнять. Необходимо четкое сочетание духовного постового подвига и трудов повседневных, которые имеются у тебя, и которые ты обязан совершать.

— А если ты просто сам себе установишь, что и как ты смог бы делать этим постом?

— Собственное решение о степени поста очень часто неисполнимо. «Я хочу провести пост вот так-то». Но мы обычно себе всегда планку поднимаем. Поэтому нужен совет священника. Благословляет — стремимся, не благословляет — планку опускаем ниже.

Ни в коем случае не общее правило для всех. Мы слишком разные. У нас у каждого своя мера, свой крест.

— Ну, а, скажем, я поставлю для себя в этот пост побороть какой-то свой грех?..

— Это и хорошо. Обуздать свою страсть — это немаловажно. Хотя бы на время поста.

— Отец Григорий, во время поста часто можно увидеть в магазине людей, более тщательно читающих состав продукта — нет ли в нем животных жиров, например. Это уже фарисейство?

— Если человек решил провести пост телесный во всех отношениях глубокий и доскональный, то взглянуть на состав продукта ничего не мешает. Вряд ли это можно назвать фарисейством. Лишь бы этот человек сам не уделял слишком большого внимания пище. Только он сам да Бог знают, показное ли, лицемерное ли исполнение им правил благочестия...

«Выкрашенные гробы казались красивыми, а внутри были полны костей и тлена». (От редакции — В славянском языке был презрительным символом внутреннего опустошенного, но с виду благопристойного человека или общества» (В.Виноградов. История слов).

— Чем же отличается Петров пост от других постов?

— Петров пост менее строг, чем Великий и Успенский посты. Во время Петрова поста Устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. Но это относится к монашествующим. На практике же Петровым постом миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, от рыбы — только в среду и пятницу.

Голодание, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Голодание и пост — это совершенно разные понятия, надо это учитывать и понимать. Потребность в пище естественна для человека. Поэтому голодание никакого отношения к посту не имеет...

— Спасибо, отец Григорий. Надо и мне решить: в этот пост исключу все животные жиры из рациона и буду строже соблюдать молитвенные правила.

— Вот это будет пост. Помоги Вам Господь!

См. также:


После беседы невольно стала читать о посте у святых отцев...«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Ольга Крестинина