Христианские уроки


30.07.2011

Терпение самого себя, или Прощение обид

Все мы живем среди людей и каждый день встречаемся с многими из них. Число жителей на земле неуклонно возрастает, плотность населения увеличивается, и поэтому наши встречи теперь происходят много чаще, чем в древние времена. Кроме этого, в отличие от древности, когда люди в основном обслуживали сами себя (изготовляли ткани, шили одежду и обувь, выращивали хлеб и овощи), сейчас большинство людей для удовлетворения своих потребностей пользуются услугами других.

Поэтому каждый человек в современном мире постоянно вступает в контакт с другими людьми. И, к сожалению, эти контакты не всегда приносят радость. Беда в том, что общий настрой нашего общества ориентирован на получение максимальных благ себе лично, не обращая внимания на то, хорошо или плохо от этого будет другим людям. Это-то и является причиной обид и, к сожалению, именно поэтому мы не можем избежать в нашей жизни обид.

Обида, нанесенная человеку, нарушает его нормальное состояние, отвлекает от повседневных забот, мешает принимать правильные решения во всех делах на работе и дома, которые обеспечивают нашу нормальную жизнь. Нервное напряжение, возникающее от обид, у человека глубоко переживающего их может привести к нервному расстройству, раздражительности, распространяемой на других, к чувству ущемления собственной личности, а в отдельных случаях приводит и к суициду. Из сказанного следует, что мы должны быть готовы к встрече с обидами и уметь переносить их.

Что такое обида? Давайте спокойно, не спеша, вспомним, что обижает нас в жизни, почему так трудно забывать некоторые обиды. Мне нередко приходится слушать от прихожан об обидах, которые они не хотят забыть всю жизнь, и не только не прощают обидчиков, но и желают им самого худшего, включая и смерть.

Так почему же такую власть имеют над нами обиды? Чтобы понять это, вспомним, с какими обидами мы встречаемся в жизни, получаем сами и обижаем других. Обида может быть нанесена словом, действием, принуждением к действиям, не соответствующим вашим убеждениям, невниманием, пренебрежением, распространением порочащих слухов, злоупотреблением властью. Обида может быть не только на конкретного человека, но и на группу людей (например, семья), на организацию и правительство. Обида может сформироваться под воздействием настроения и действий толпы, когда ранее не замечаемое вами явление оказывается для вас существенным. Обида может быть получена в непосредственном общении, но также в письменном сообщении, в результате прочтения газетной заметки или сюжета, увиденного по телевизору.

Если мы хотим легко переносить обиды, то первое, что мы должны твердо усвоить — это научиться разбираться в самой сути обиды, выделить то основное, что так сильно воздействовало на нас.

Перейдем к анализу перечисленных выше обид и попытаемся найти приемы борьбы с ними.

Обида словом

Это самая распространенная обида, имеющая самые разнообразные формы. Бранное или даже нецензурное слово или выражение. Реакция на это должна быть сдержанной, потому что обидчику, скорее всего, не удастся объяснить позорность его поступка. Лучше всего промолчать, убедив себя, что этот человек не получил надлежащего воспитания и образования. Плохое знание русского языка и низкий уровень мышления не позволяет найти иных слов для выражения своего отношения к другому человеку. Поэтому вместо убеждения такие люди действуют через оскорбление. Нужно представить себе также и то, что человек далек от христианской морали, да и вообще от норм поведения в обществе. окончание,

Если же никак не удается промолчать, то ни в коем случае нельзя отвечать ругательством на ругательство, так как это приведет лишь к разгоранию конфликта. Можно (если хватит сил) ответить коротко — «по вашему мнению» или резко в ответ на злобное пожелание — «тебе того же».

Отвечать нужно как можно спокойнее, не повышая голоса, не переходя на крик. Полезно при этом вспомнить хорошо известную вам мелодию и с усилием воли непрерывно воспроизводить ее в памяти. Однако для христианина единственно необходимым в этом случае является повторение молитвы: «Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня».

Часто обида возникает оттого, что по незнанию или преднамеренно говорят о вас, о ваших родных или знакомых неправду. Это может быть сказано в вашем отсутствии и только после передано кем-то из очевидцев. В этом случае нужно подумать, правильно ли вам переданы слова говорившего, и найти возможность встретиться с ним, и уточнить сказанное. Опровергать ложь нужно, ссылаясь на конкретные факты, но никак не вступая в перебранку.

Есть группа людей, которые любят подшучивать над окружающими, причем шутки могут быть и злостными. Как быть? Можно попробовать переиначить эту шутку, превратив ее в явную глупость, или сделать вид, что вы не заметили ее, что она не относится к вам.

Иногда обида возникает из-за того, что в разговоре не слушают вас, перебивают, не дают возможность сказать то, что хотел. И здесь, как и в предыдущих случаях, нужно проявить выдержку, попросить внимания или промолчать, пока говорящий с вами не остановится.

Таким же образом можно рассмотреть все другие возможные случаи обид. Рассматривая их хладнокровно, стараясь уйти от эмоций, мы убедимся, что они, как правило, действуют на нас тем, что ущемляют нашу гордость и себялюбие.

Каждый человек в большей или меньшей степени считает себя незаурядной личностью. Часто ему кажется (это может быть и в самом деле так), что он по тем или иным человеческим качествам лучше известных ему людей — это могут быть знания и умения, видное положение в обществе, внешние данные, спортивные достижения или успехи в искусстве и т.п. Если такое убеждение в человеке укоренилось, то любой акт даже самого малого пренебрежения к нему будет восприниматься болезненно. Что же делать?

Началом борьбы с обидами

должно быть укоренение в сознании того, что каждый человек это личность с индивидуальными свойствами. Беспристрастная оценка их дается с большим трудом и поэтому нужно убедить себя в обратном, то есть, что каждый человек по каким-либо качествам, скорее всего, невидимым нами, наверняка превосходит нас. Это должно явиться основанием для ослабления самомнения, что позволит уменьшить влияние обид, связанных с принижением наших качеств. Далее: человек, допустивший грубую выходку против вас, естественно, что осуждается вами. Но не следует сразу же реагировать на это, а подумать, не вы ли вызвали его на это и если это так, то постараться загладить неприятность или молчанием или успокаивающими словами.

Главное — это победить себя, свою  Гордость

Пример этого показывают нам святые отцы, подвизавшиеся в православии. В житии одного из великих подвижников древности — Макария Великого говорится о том, что однажды пришел к нему один из отшельников, спасавшийся в той же, что и Макарий, пустыни, и рассказал, что он достиг такой благодати, что ангел является ему и помогает ему. На это св. Макарий ответил: «Не то благодать, что ангел прислуживает тебе, но величайшая благодать та, когда ты увидишь себя ниже всякой твари». Современный человек, прочитав эти слова, наверняка возмутится, показывая тем самым величину своей гордости. Однако задуматься над словами св. Макария необходимо.

Удалив гордость из своей души, мы тем самым откроем себе путь к свободному общению со всеми людьми, видя в них лучшие их качества и не подозревая их в злонамерении. Ценя других людей, легко принимать их замечания и даже критику как желание помочь вашему совершенствованию. А это значит, что за критику нужно благодарить, но не обижаться за нее. Однажды братия монастыря преподобного Сергия Радонежского стала высказывать ему обиды за излишнюю, по их мнению, требовательность. Преподобный не стал спорить, а ушел в пустынное место и основал там новую обитель. Он знал, что и он не свободен от малых ошибок и то, что братия поймет это и будет просить своего авву вернуться назад, что и исполнилось.

Прощать обиды трудно только человеку гордому

Уметь прощать означает, что человек не только принял слова Господа, что нужно любить ближнего как самого себя, но и исполняет их. Если ближний обидел тебя, принес зло, то не мсти ему сам. Один из подвижников первых веков христианства молился, чтобы Бог покарал грешников, а Христос явился ему и сказал: «Никогда так не молись! Я пришел на землю умереть за грешников, а не наказывать их. Во втором пришествии Моем будет каждому по делам его». Итак, не проси о наказании обидевшего тебя, чтобы не оскорбить Господа, предоставь все Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, чем тебе хочется. За человека, обидевшего нас, нужно только молиться, помня слова молитвы Господней: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим перед нами».

Пресвятая Богородица учит нас смирению и прощению. Она пережила страшные муки, видя на Кресте Сына своего, пришедшего в мир с единственной целью — научить людей любить друг друга. Своей смертью Он показал, что ради спасения людей можно отдать свою жизнь и не осуждать тех, кто в гордом самомнении и злобе повели Его на казнь. Он умер, чтобы люди поверили в Его любовь. И на Кресте, молясь Богу и Отцу, он говорил: «Отче, прости им, они не знают, что творят». Эти слова Он оставил нам как Свое последнее на земле наставление, как завещание. Мы часто бываем обижены или даже являемся жертвой чего-либо: это может быть домашняя ссора, нападки на работе, политические распри, войны и терроризм. И если мы не можем своими силами остановить это, то должны повторять: «Прости им Боже, они не знают, что творят. Не я буду обличать их на Страшном Суде, но я стану перед Тобой, прося «Прости, прости, они же были безумны, они были слепы!..»

Владычица Небесная, Мать Бога нашего не прокляла людей за их преступления, но милостиво взяла их под Свое покровительство. Не проклинать, а любить учит нас Матерь Божия, этому учит нас вера христианская.

Схиигумен Сергий (Златоустов),
насельник Раифского монастыря