Христианские уроки
Церковное богослужение: утреня
Утреня — это вторая часть всенощного бдения. В первой части — вечерне, о которой была статья в предыдущем номере газеты, призывались верующие к покаянию, утреня же зовет нас к радости о Боге...
Начинается утреня словами песни ангелов при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение, они звучат троекратно в честь Пресвятой Троицы. После них начинается чтение шести псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142). В них выражается скорбь души оскверненной множеством грехов и вера в милость Господа. Шестипсалмие настраивает человека на глубокие душевные переживания, подготавливая его к основному богослужению. При чтении шестипсалмия в храме гасятся все свечи в знак сокрушения о своих грехах и для того, чтобы молящийся ничем не отвлекался.
Читается великая ектения, после нее восклицанием: Бог Господь, и явися нам! Благословен Грядый во имя Господне! прославляется первое и второе пришествия Христовы. Затем читаются кафизмы. Кафизма (по-русски, «сидение») — это одна из 20 частей, на которые делится Псалтирь для богослужения, во время чтения (обычно двух кафизм) в храме можно сидеть. По прочтении их в храме снова зажигаются свечи и начинается торжественная часть утрени — полиелей (по-русски, «обилие елея», т.е. масла — символа Божией милости).
Полиелей начинается пением хвалебных стихов из псалмов: Хвалите имя Господне. Священнослужители выходят из алтаря на середину храма, совершается каждение, при котором вдоль стен обходится весь храм. Это напоминает нам о шествии жен-мироносиц к Гробу Спасителя и о сообщении ими, узнавшими о Воскресении, этого радостного известия всем верующим. Поются молитвы, подготавливающие верующих к слушанию Евангелия. Диаконом Евангелие выносится из алтаря на солею и провозглашается утренний прокимен — краткая молитва. Диакон от имени Церкви призывает всё живущее к прославлению Господа: Всякое дыхание да хвалит Господа.
Как надо каятьсяПервое и главное в покаянии — осознать свои грехи, признать их за собою. Мы в отношении к грехам, как слепые в отношении к помехам на пути. Идет слепой, не видит камня и спотыкается и больно ушибается... Так и мы: живем,— и трудно живется, тяжело чувствуется; думаем, кто другой виноват в том, а на деле —это грех наш собственный мешает нам жить, затрудняет и отягощает. О грехи, как о камень слепой, споткнулись и больно ушиблись... А если бы видели в себе их, обошли бы, как обходить пути своем камень зрячий, — и легче сложилась жизнь наша. Мы глухи к звукам и шуму греха; и охватывает грех душу нашу и калечит ее. Ноет искалеченная грехом душа, жаждет света потемненная совесть, плохо, тяжело, тоскливо человеку... За весельем погонится больной грехом человек; за гармонику схватится, в кинематограф побежит, папиросой вздумает утешиться, водкой начнет дурманить себя, — и все плохо и не хорошо... Глух человекъ к крику души своей, к плачу оскорбленной грехом совести... И не понимает, что не гармоника ему нужна, не папироса, не водка, не веселье и зрелище, не пляска и смех, не гулянье без толку по улицам, а нужно ему свою душу очистить от греха... Увидит человек грех в себе, обвинит себя в нем, пожалеет, что так грехом искалечил душу свою и оскорбил Бога, завопит к Господу: Боже, прости грех мне! И — как камень спадет с души, и уже веселее на сердце, и радостнее, и легче ему чувствуется... священник Иоанн ЕГОРОВ,
«Русский паломник», 1913 г.
|
На всенощной Евангелие читает сам священник, а при архиерейском служении — архиерей. В воскресных евангельских чтениях рассказывается о явлениях Иисуса Христа своим ученикам. Слушая слова Евангелия, мы становимся свидетелями Его чудес, Его божественной славы. Хор поет: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу… После прочтения Евангелие переносится на аналой, и верующие поочередно лобызают его, а затем подходят к предстоятелю, который каждого помазует освященным елеем, изображая крест на челе его.
Начинается чтение канона. Канон — это священное поэтическое произведение, состоящее из девяти песен. В нем прославляется святой или праздничное событие следующего дня. Первая строфа каждой песни — ирмос (по-русски, «связь»), соединяет последующие строфы (тропари). Тропари канона начинаются припевами: под воскресные дни Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему; для праздников Господних Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Последняя песнь канона посвящена Богородице. Перед ней диакон с кадилом выходит к иконе Пресвятой Богородицы слева от Царских врат и возглашает: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. Поется песнь Богородицы, составленная по словам Евангелия от Луки (Лк.1, 46-55). Припевом ко всем шести стихам этой песни служит песнь Честнейшую Херувим…, в которой Пресвятая Дева провозглашается стоящей выше всех Ангельских чинов. Канон делится на три части, после третьей, шестой и девятой песней произносятся малые ектении. После третьей песни также читается седален (молитва при чтении которой можно сидеть) о предстоящем празднике, после шестой — краткое описание и похвала празднику или святому. По окончании канона диакон троекратно возглашает: Свят Господь Бог наш в воспоминание о похвале Серафимов, о которой писал Пророк Исайя. Воспевается Бог, принесший в мир свет.
Последняя часть утрени наполнена радостью. Поются «хвалительные стихиры» и псалмы: Хвалите Господа с небес и Воспойте Господеви песнь нову. Они создают возвышенное молитвенное настроение.
Слава Тебе, показавшему нам Свет — так возглашает священник. Перед этим зажигаются главные светильники храма и открываются Царские врата. Поется песнь ангелов, воспетая ими при рождении Христа. Мы благодарим Спасителя, взявшего на себя грехи мира. Это центральная мысль Великого славословия Единого Бога во Святой Троице, в нем хвала и благодарное моление о том, чтобы нам каждый день и ночь сохранить себя без греха. Мы просим о милости Бога, который Своим Воплощением освободил нас от вечной смерти. Великое славословие заканчивается ангельским гимном Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас.
Заканчивается утреня пением праздничного тропаря и чтением сугубой и просительной ектении с возгласом священника Твое бо есть миловати и спасать нас, Боже наш. Диакон возглашает Премудрость. Хор поет благослови! И священник торжественно произносит полное тайны имя Божие Сый (евр., «Сущий или Иегова») благословен Христос Бог наш.
Мы просим Господа утвердить святую православную веру на вечные времена и просим Пресвятую Богородицу молить Сына Своего за нас. Хор поет Честнейшую Херувим… и затем: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.
Священник выходит на амвон и произносит заключение утрени, исповедуя Христа Истинным Богом, Который молитвами Богородицы и святых спасет нас.
См. также "Литургия", "Виды церковного богослужения"