Христианские уроки


30.03.2008

Богослужения Православной Церкви

Раифский Борородицкий монастырь производит на большинство людей глубокое впечатление своим благолепием, древними благодатными иконами, из которых наибольшим почитанием пользуется чудотворная Грузинская икона Божией Матери, красотой храмов и цветников вокруг них. Под впечатлением этого многие посетители хотят получить хотя бы предварительные сведения о Богослужении, устройстве храмов, об обязанностях монахов и послушников, об истории монастыря. Ответом на эти вопросы явятся книжки серии «Библиотечка паломника Раифского Богородицкого мужского монастыря».

ПЕРВАЯ КНИЖКА библиотечки посвящена рассказу о Богослужении в Русской Православной Церкви, которое подчиняется строгому Уставу и поэтому одинаково во всех православных храмах. Однако есть и отличия, так, например, в сельских храмах часто Богослужение совершает один священник без диакона и с двумя-тремя певчими. Служба там совершается обычно только в субботу, воскресенье и в большие праздники. А в нашем монастыре Богослужение бывает ежедневно: утреннее – с 9 часов, вечернее — с 15.30. Б соборных Богослужениях, совершаемых в воскресные и праздничные дни, участвуют все свободные от других поручений священники и диаконы, поет прекрасный хор.

Фото Ирины Шаровой с сайта www.ortodoxy.ru

О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Православное Богослужение — это почитание Бога в общественных молитвах и священных действиях, совершаемых священнослужителями по Уставу Русской Православной Церкви.

Целью Богослужения является побуждение верующих к молитве с выражением благодарности Богу за все, что получил каждый человек, и покаянию во всех нарушениях заповедей Божиих. Во время Богослужения в лицах и действиях изображаются важнейшие события Священной Истории от ветхозаветных времен до Рождества Христова и особенно все то, что совершал Иисус Христос по Своем воплощении. Богослужение дает возможность подняться нашим душам над искушениями мира и в святом причащении испытать великую благодать приобщения к Телу и Крови Спасителя.

Христианин должен не только присутствовать на Богослужении, но и участвовать в нем посредством наложения на себя крестного знамения, поклонов, совместного со всеми прихожанами пения важнейших молитв.

ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Богослужение в Русской Православной Церкви совершается ежедневно. В виде исключения в небольших храмах, в основном сельских, оно совершается только по субботам, воскресеньям и в большие праздники.

Повторяющиеся ежедневно виды Богослужения образуют суточный круг Богослужения, соответственно имеются недельный и годовой круги.

В суточный круг Богослужения входят: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой и девятый часы и Божественная Литургия,

В Православной Церкви, в соответствии с библейской традицией, каждый день начинается с захода солнца и делится на 12 частей дневных и 12 ночных.

Вечерня — служба благодарения Бога за прошедший день.

Повечерие — служба, в которой мы просим у Бога прощения наших грехов и ночного покоя душам и телесам нашим, сохраняя их от козней лукавого.

Полунощница — совершается в полночь в воспоминание о ночной молитве Спасителя в Гефсиманском саду. Она призывает верующих быть всегда готовыми к Страшному Суду, дня и часа которого мы не знаем.

Утреня — раньше совершалась на восходе солнца, в ней мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим милостей на наступающий день.

Первый час — соответствует нашему седьмому часу утра. Освящает молитвой наступающий день.

Третий час — соответствует девятому часу утра. Вспоминается сошествие Святого духа на апостолов.

Шестой час — соответствует двенадцатому часу, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час — соответствует третьему часу по полудни, вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия — это самое важное Богослужение в Православной Церкви. Во время ее перед нами молитвенно проходит вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого причащения, установленного Иисусом Христом на Тайной Вечери ради нашего спасения. Причащение - это принятие Тела и Крови Христовой, это духовная трапеза, очищающая и питающая души наши. Литургия поэтому в народе часто называется обедней. Совершается она утром, до обеда.

В древности все перечисленные виды Богослужения совершались по отдельности, в положенное время. Постепенно для удобства верующих они начали объединяться, и сегодня существуют три вида Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее включает в себя девятый час, вечерню и повечерие. Утреннее - полунощницу, утреню и первый час. Обычно совершается вечером после вечерни. Дневное — третий, шестой часы и Литургию.

Наканунебольшихпраздниковивоскресныхднейсовершается Всенощное бдение, в котором с некоторым сокращением объединяются вечерня и утреня. (Название Всенощное возникло потому, что в древности оно длилось всю ночь.)

НЕДЕЛЬНЫЙ, ИЛИ СЕДМИЧНЫЙ, КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

В Богослужении каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в жизни христианства или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник прославляются бесплотные силы — ангелы, созданные прежде человека и являющиеся посланцами Бога. Ангел-хранитель придается каждому христианину и защищает его от сил зла.

Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, Предтеча Господень, которому нет равных среди людей, он выше всех пророков.

В среду вспоминается предательство Иуды, которое привело к крестным страданиям Иисуса Христа. Служба совершается в честь Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Богослужение в честь Креста Господня (день постный).

В субботу особо прославляется Пресвятая Богородица, которая ублажается и в остальные дни недели. Вспоминаются на Богослужении праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые. Вспоминаются также все наши родственники, знакомые и все православные христиане, усопшие в надежде воскресения и жизни вечной.


Литургия Преждеосвященных Даров

Изо всех богослужебных правил, относящихся к Великому Посту, наиболее важно понять одно, т. к. оно, будучи особенностью Православия, часто является ключом для объяснения его богослужебного предания. Это правило — запрещение совершения божественной литургии в будние дни недели в течение Великого Поста.

Устав ясно гласит, что ни в коем случае не должно совершать божественной литургии от понедельника до пятницы включительно, кроме как если Благовещение случится в один из этих дней. Однако по средам и пятницам совершается, соединенное с вечерней, особое богослужение, называемое Литургией Преждеосвященных Даров, за которой можно причащаться. Здесь выражается и применяется один из основных принципов богослужения: совершение Евхаристии несовместимо с постом. Но почему же тогда в дни поста все же допускают к Причастию за литургией Преждеосвященных Даров?

Если Великий Пост и воздержание означают усиление этой борьбы, это потому, что — согласно с Евангелием — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу.

Совершение Евхаристии — это одна беспрерывная, постоянная радость, поэтому ее не совершают в дни поста; и, однако, в Церкви всегда присутствует плод Евхаристии: Св. Дары.