![](/www/pics/l-img.jpg)
Христианские уроки
Богослужения Православной Церкви
![](/www/imgs/76/kniga_an_77134490741.jpg)
Раифский Борородицкий монастырь производит на большинство людей глубокое впечатление своим благолепием, древними благодатными иконами, из которых наибольшим почитанием пользуется чудотворная Грузинская икона Божией Матери, красотой храмов и цветников вокруг них. Под впечатлением этого многие посетители хотят получить хотя бы предварительные сведения о Богослужении, устройстве храмов, об обязанностях монахов и послушников, об истории монастыря. Ответом на эти вопросы явятся книжки серии «Библиотечка паломника Раифского Богородицкого мужского монастыря».
ПЕРВАЯ КНИЖКА библиотечки посвящена рассказу о Богослужении в Русской Православной Церкви, которое подчиняется строгому Уставу и поэтому одинаково во всех православных храмах. Однако есть и отличия, так, например, в сельских храмах часто Богослужение совершает один священник без диакона и с двумя-тремя певчими. Служба там совершается обычно только в субботу, воскресенье и в большие праздники. А в нашем монастыре Богослужение бывает ежедневно: утреннее – с 9 часов, вечернее — с 15.30. Б соборных Богослужениях, совершаемых в воскресные и праздничные дни, участвуют все свободные от других поручений священники и диаконы, поет прекрасный хор.
О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Православное Богослужение — это почитание Бога в общественных молитвах и священных действиях, совершаемых священнослужителями по Уставу Русской Православной Церкви.
Целью Богослужения является побуждение верующих к молитве с выражением благодарности Богу за все, что получил каждый человек, и покаянию во всех нарушениях заповедей Божиих. Во время Богослужения в лицах и действиях изображаются важнейшие события Священной Истории от ветхозаветных времен до Рождества Христова и особенно все то, что совершал Иисус Христос по Своем воплощении. Богослужение дает возможность подняться нашим душам над искушениями мира и в святом причащении испытать великую благодать приобщения к Телу и Крови Спасителя.
Христианин должен не только присутствовать на Богослужении, но и участвовать в нем посредством наложения на себя крестного знамения, поклонов, совместного со всеми прихожанами пения важнейших молитв.
ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Богослужение в Русской Православной Церкви совершается ежедневно. В виде исключения в небольших храмах, в основном сельских, оно совершается только по субботам, воскресеньям и в большие праздники.
Повторяющиеся ежедневно виды Богослужения образуют суточный круг Богослужения, соответственно имеются недельный и годовой круги.
В суточный круг Богослужения входят: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой и девятый часы и Божественная Литургия,
В Православной Церкви, в соответствии с библейской традицией, каждый день начинается с захода солнца и делится на 12 частей дневных и 12 ночных.
Вечерня — служба благодарения Бога за прошедший день.
Повечерие — служба, в которой мы просим у Бога прощения наших грехов и ночного покоя душам и телесам нашим, сохраняя их от козней лукавого.
Полунощница — совершается в полночь в воспоминание о ночной молитве Спасителя в Гефсиманском саду. Она призывает верующих быть всегда готовыми к Страшному Суду, дня и часа которого мы не знаем.
Утреня — раньше совершалась на восходе солнца, в ней мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим милостей на наступающий день.
Первый час — соответствует нашему седьмому часу утра. Освящает молитвой наступающий день.
Третий час — соответствует девятому часу утра. Вспоминается сошествие Святого духа на апостолов.
Шестой час — соответствует двенадцатому часу, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Девятый час — соответствует третьему часу по полудни, вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия — это самое важное Богослужение в Православной Церкви. Во время ее перед нами молитвенно проходит вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого причащения, установленного Иисусом Христом на Тайной Вечери ради нашего спасения. Причащение - это принятие Тела и Крови Христовой, это духовная трапеза, очищающая и питающая души наши. Литургия поэтому в народе часто называется обедней. Совершается она утром, до обеда.
В древности все перечисленные виды Богослужения совершались по отдельности, в положенное время. Постепенно для удобства верующих они начали объединяться, и сегодня существуют три вида Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее включает в себя девятый час, вечерню и повечерие. Утреннее - полунощницу, утреню и первый час. Обычно совершается вечером после вечерни. Дневное — третий, шестой часы и Литургию.
Наканунебольшихпраздниковивоскресныхднейсовершается Всенощное бдение, в котором с некоторым сокращением объединяются вечерня и утреня. (Название Всенощное возникло потому, что в древности оно длилось всю ночь.)
НЕДЕЛЬНЫЙ, ИЛИ СЕДМИЧНЫЙ, КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ
В Богослужении каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в жизни христианства или особо почитаемому святому.
В воскресенье Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник прославляются бесплотные силы — ангелы, созданные прежде человека и являющиеся посланцами Бога. Ангел-хранитель придается каждому христианину и защищает его от сил зла.
Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, Предтеча Господень, которому нет равных среди людей, он выше всех пророков.
В среду вспоминается предательство Иуды, которое привело к крестным страданиям Иисуса Христа. Служба совершается в честь Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.
В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Богослужение в честь Креста Господня (день постный).
В субботу особо прославляется Пресвятая Богородица, которая ублажается и в остальные дни недели. Вспоминаются на Богослужении праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые. Вспоминаются также все наши родственники, знакомые и все православные христиане, усопшие в надежде воскресения и жизни вечной.
Литургия Преждеосвященных Даров
Изо всех богослужебных правил, относящихся к Великому Посту, наиболее важно понять одно, т. к. оно, будучи особенностью Православия, часто является ключом для объяснения его богослужебного предания. Это правило — запрещение совершения божественной литургии в будние дни недели в течение Великого Поста.
Устав ясно гласит, что ни в коем случае не должно совершать божественной литургии от понедельника до пятницы включительно, кроме как если Благовещение случится в один из этих дней. Однако по средам и пятницам совершается, соединенное с вечерней, особое богослужение, называемое Литургией Преждеосвященных Даров, за которой можно причащаться. Здесь выражается и применяется один из основных принципов богослужения: совершение Евхаристии несовместимо с постом. Но почему же тогда в дни поста все же допускают к Причастию за литургией Преждеосвященных Даров?
Если Великий Пост и воздержание означают усиление этой борьбы, это потому, что — согласно с Евангелием — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу.
Совершение Евхаристии — это одна беспрерывная, постоянная радость, поэтому ее не совершают в дни поста; и, однако, в Церкви всегда присутствует плод Евхаристии: Св. Дары.