Христианские уроки
Апостольский пост: время работы над собой
Если посмотреть православный календарь, окажется, что большая часть дней в году постные. И хотя продолжительность того же Петровского (или Апостольского) поста различна, ситуация не меняется.
Петровской пост может продолжаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зависит это от даты Пасхи, поскольку она меняется каждый год, а от нее отсчитывается начало Петровского поста (первый понедельник после Пятидесятницы).
У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы (потому что он неразрывно связан с этим праздником), Петровский (потому что заканчивается в день Петра и Павла), Апостольский (потому что был установлен апостолами).
С Пятидесятницей он связан не только из-за расчета дней. Связь гораздо глубже. В Праздники поста не бывает, потому что Праздник — это радость, а пост — время работы над собой.
После того, как в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов, они пребывали в посте и молитве, готовясь ко всемирной проповеди Евангелия. Рассказать всему миру о том, что произошло на Святой Земле и что заповедал Христос, было трудной задачей. И ученики Христа собирались с силами перед тем, как отправиться в путь.
Пасху и Пятидесятницу мы празднуем каждый год. И каждый год, переживая описанные в Священном Писании события, мы внутренне проживаем все то, что происходило тогда. И каждый год, руководствуясь духовным опытом святых ( в том числе Апостолов), вступаем на путь самосовершенствования. Можно спросить: раз это так важно, почему бы не поститься целый год? Или, напротив, почему нельзя все дни пребывать в радости?
За время христиане накопили богатый духовный опыт. Известно, что время от времени человеку просто необходима «передышка», небольшой отдых, иначе он просто не выдержит. Одного старца спросили о том, почему он, христианин, который учит серьезным вещам, время от времени шутит и рассказывает ученикам веселые истории. Старец уподобил человека натянутой тетиве. Если тетива расслаблена, она провисает и ни на что не годна, если ее натянуть, можно пустить стрелу. Но если натянуть тетиву сильнее или долгое время не распускать ее, она порвется. Так же и человек.
Что удивительно, в радости происходит то же самое. Человек не может вынести непрестанной радости, особенно такой сильной, как духовная. Для этого тоже нужно набраться соответствующего опыта. Поэтому и здесь требуется перерыв. Вот и получается, что дни в году распределены соответственно нашим силам: и для духовной радости, и для духовного труда.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост... Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста».
Получается, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы получаем во время таких больших Праздников, как Пятидесятница, Троица и, конечно, Пасха.
Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Главное — стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего. Первая ассоциация с постом — еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями. Особое пристрастие к еде — это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). Поэтому самый эффективный способ борьбы — избавиться от корня, причины. «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, — и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», — писал прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Постное «меню» — это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная составляющая поста — исповедь и причастие. В этих таинствах человек очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.
О Петровском посте говорится уже в так называемых Постановлениях Апостольских — своде правил, который был составлен в первые времена христианства: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
С IV века об этом летнем посте говорят многие Свв. Отцы: Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Кирский.
Св. Афанасий Великий напрямую связывал несоблюдение поста с постигшими людей бедствиями: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».
Русь переняла многие православные праздники у Византии. И утверждение Петровского поста тоже связано с событиями, которые произошли в Константинополе. Когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.