Новости


03.09.2005

Завтра - чествование главной чудотворной святыни обители

Чудотворный список иконы Грузинской Божией Матери, искусно выполненный в 1661 г. и доставленный в новоустроенную Раифскую пустынь, имеет свою, интересную и по сей день еще полную тайн историю. Название «Грузинская» закрепилось за иконой Пресвятой Богородицы лишь по факту того, что подлинник иконы, хранившийся столетиями в Красногорском монастыре Архангельской епархии, действительно, как известно, был связан с Грузией.

Драматическая история разрозненного грузинского царства до начала XIX века изобилует трагическими фактами набегов персидских шахов на Грузинские земли, которые они рассматривали как свои вотчины, подлежащие вечному грабежу.

«Ходили в Грузию, как к себе в огород, за капустой», — говаривали в дипломатических кругах при дворе царя Александра I. В ходе таких «походов» Грузия тысячекратно грабилась, что и заставило ее в итоге, войти в состав России в конце XVIII века.

Середина XVII века... Митрополит Лаврентий избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской Пустыни, точный список с Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа

  На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери.

Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. «Китай-город») и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг., пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. «Полежаевская»). Храм построен в 1598 году в вотчине царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, М. «Таганская» (кольцевая), М «Марксистская»).

Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле.

Храм действует с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери.

В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова.

Трехпрестольный каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обощелся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм.

Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу.

Иеродиакон Иоанн
(Сидоренко)
Икона Грузинской Божией Матери не есть собственно продукт грузинской иконописной школы. Эта школа, возникшая в послеиконоборческий период в православной Грузии IX-X веков, так и не поднялась до вершин византийских мастеров XI-XIV веков, хотя и испытала сильнейшее византийское влияние, куда более существенное, чем домонгольская Русь.

Уже в конце X-XI веков по всей Грузии происходит поворот от иерусалимско-палестинской Церкви к традициям Константинополя.

Тогда и началось интенсивное, в том числе иконографическое, греческое влияние на христианский, православный Кавказ. На территории самой Византии возникли грузинские монастыри.

Большая роль в этом процессе принадлежала Иверскому монастырю, что на Афоне, основанном в 982-988 г., а также еще более ранней (с 876 г.) Сохастерской обители, что в Романском ущелье, недалеко от Константинополя, где нашли прибежище грузинские иноки. Эти монастыри стали своеобразными просветительскими центрами, началась широкая деятельность по переводу греческой церковной литературы на грузинский язык. Отсюда же в Грузию стали проникать новые художественные начинания, связанные с искусством Константинополя. Начиная с XI века Грузия была наводнена многими чудотворными реликвиями христианского Востока, в том числе и списками чудотворной иконы Богоматери-Вратарницы (Портаитиссы), которые особо почитались, украшались жемчугом, окладами с драгоценными камнями и пр.

Приобретенный ярославским купцом Лыткиным через своего приказчика, находившегося в Персии по торговым делам, образ Грузинской Богородицы есть ни что иное, как повторение греческого иверского образа Портаитиссы.

Останавливаясь вскользь на образе Грузинской Божьей Матери, академик Н.П. Кондаков замечал: «Мы находим ряд списков особого типа погрудной Одигитрии среди древних образцов, сохранившихся в храмах и ризницах Грузии. Между ними, понятно, должны находиться также иконы «Грузинской» Божией Матери, но, отчасти по причине грубого стиля в большинстве грузинских икон, отчасти же потому, что мы не знаем вполне точно древнего типа «Иверской-Грузинской» иконы, мы не в состоянии ее выделить от варианта Одигитрии».

Если иконография чудотворного образа «Грузинской» на сегодняшний день не достаточно прояснена, то интересен другой факт.

Появление в России образа Грузинской Богородицы вольно или невольно совпало с совершенно новым процессом в сближении России и христианского Востока. «Материальным» выражением его стал тот непрекращающийся поток мощей святых восточно-христианской церкви, чудотворных и иных икон, св. мира, других почитаемых в среде православных реликвий, который течет в Московию на протяжении всего XVII века. Святыни христианского Востока переносятся, таким образом, на русскую почву — ради спасения их от рук неверных «агарян», ради укрепления святости Русского государства. Начало этого движения священных реликвий, икон с православного Востока в Россию относится ко второй половине XVI века, но его апогей приходится на время правления царя-грекофила Алексея Михайловича (1645-1676) и патриарха-грекофила Никона (1652-1680).

Несомненно, важнейшими событиями при этом стали принесение в Москву чудотворных икон Иверской (Афонский список) и Влахернской Богоматери, главы cвятого Григория Богослова и главы cвятого Иоанна Златоуста, Животворящего Креста Господня. Некоторые представители греческой церкви, в частности бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар или атиохийский патриарх Макарий, восприняли появление в русской столице наиболее почитаемых на христианском Востоке священных реликвий, как знак свыше о наступлении того времени, когда русский царь должен вернуть Константинополь христианам и объединить под своей рукой весь православный мир.

По-своему интересной была судьба первого Грузинского образа Богоматери в России, в чудесном откровении о драгоценной иконе во сне купцу Лыткину было повелено препроводить икону в Архангельскую землю на реку Пинегу, где в 16 верстах от Холмогор находился Черногорский монастырь (мужской), впоследствии именовавшийся как Красногорский. Тогда с чудотворного грузинского образа было сделано несколько списков. Так, один из них находился в Москве, в храме близ Варварских ворот, другой в Алексеевском монастыре той же Москвы. Были и другие, видимо, списки со списков. Один из них — в селе Ключарёве Тверской епархии. Все они прославлены чудотворениями. Загадочна судьба образа, вывезенного из Персии.

До 1929 г., то есть до момента закрытия Красногорского монастыря, образ был на месте, а с закрытием обители попал в фонды отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи.

Последний раз образ выставлялся на выставке 1964 года древнерусской живописи, однако на момент ревизии 1978 года в фондах Третьяковки обнаружен не был. Судьба легендарного чудотворного образа, подлинника «Грузинской», по сей день не известна. Жалким укором зияют сегодня и развалины Красногорского монастыря, что близ Холмогор.

Георгий Мюллер, историк

P.S. Судя по материалу казанского историка, чудотворный список иконы Божией Матери «Грузинская», хранящийся в Раифском Богородицком монастыре — один из самых древних списков, сделанных с потерянного оригинала иконы. Хотим только добавить, что в центре Казани недалеко от бывшей Театральной площади (ныне — площадь Свободы) на Большой Грузинской улице стол храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Грузинская». Он был разрушен в начале 30-х, и на его месте туперь стоят два пятиэтажных дома, в одном из которых находится 15-е почтовое отделение. Так что исследования далеко не закончены...

Надо отметить, что в Зеленодольском благочинии чествование иконы Божией Матери «Грузинская» — престольный праздник и Грузинско-Богородицкой церкви в Осиново (настоятель церкви — иерей Алексей Шереметьев).