Интервью


13.02.2003

Становление России связано с Православием.

— Ваше Святейшество! В прошедшем году часто говорили о необходимости создания государственного органа по делам религии. Нужен ли, на Ваш взгляд, России такой орган?

— Подобная структура существовала в течение долгого времени. Я имею в виду Совет по делам религий при Совете Министров СССР, исполнявший функции посредника между государством и религиозными организациями. Этот орган постоянно вмешивался во внутреннюю жизнь религиозных общин, и такое вмешательство сопровождалось злоупотреблениями, нарушениями прав верующих, а иногда — откровенным вымогательством. Ни один священник или епископ, включая Патриарха, не имел прямого доступа в органы государственной власти без посредничества данной структуры, которая блокировала реальный диалог Церкви с властью. Этот негативный опыт мы не имеем права забывать.

К сожалению, некоторые люди и сегодня пытаются представить дело так, что без их посреднических услуг и «консультаций» государство и религиозные организации просто не могут, не имеют права обойтись. Обычно речь идет о чиновниках и «экспертах» посредственного уровня, которые жаждут несоразмерной власти, денег и влияния. Совершенно убежден, что в современной России любая «религиозная политика», не формируемая при решающем участии самих религиозных организаций, будет обречена на провал.

Многие области церковно-государственных отношений нуждаются в урегулировании. Так, не в полном объеме осуществляется право граждан на религиозное образование, есть нужда в развитии просветительных, социальных, культурных программ Церкви. Однако подобные вопросы лучше всего решаются при свободном и прямом взаимодействии Церкви с разными ветвями власти на всех ее уровнях. Если же кому-то, вопреки принципу разделения властей, захочется монополизировать контакты государства с религиозными общинами, заполучить «право вето» на любые решения, — Церковь вполне способна отказать таким чиновникам в сотрудничестве.

— Сейчас часто муссируют вопрос о введении в образовательную программу Основ православной культуры...

— Удивительно, что вопрос о преподавании Основ православной культуры приобрел такую остроту именно сейчас. Сотни государственных школ по всей России имеют многолетний положительный опыт обучения данному предмету. Ни у кого до сих пор это не вызывало возражений. По нашим данным, абсолютное большинство родителей и педагогов приветствует преподавание такого предмета. Любят его и школьники.

Основы православной культуры — предмет не сугубо религиозный, а культурологический, причем преподается он на строго добровольной основе. Его критики намерено смешивают понятия, пугая людей «обязательным введением Закона Божия». Эксплуатируя атеистические привычки, навязанные обществу за 70 лет, эти люди напрямую высказываются против активного присутствия религиозной культуры в современной российской жизни.

Но решать не им, а народу. Никто не в силах отрицать, что становление нашей страны неразрывно связано с Православием. И если мы хотим понимать родную историю, культуру, мы должны знать основы православной духовности. Это поможет лучше понять и культуру других христианских стран, ведь Православие — это прежде всего христианство.

Не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов, так как достижения русской культуры — а она исторически является православной — суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы.

Высказывается предложение вместо Основ православной культуры ввести курс религиоведения, в котором давалось бы «равноудаленное», скептическое представление обо всех религиях мира. Но, следуя этой логике, школе нужно отказаться и от отечественной истории или литературы как самостоятельных предметов либо уделять им не больше внимания, чем, например, истории и литературе Новой Зеландии — государства, безусловно, интересного, но от России все-таки далекого.

Религия присутствует в системе школьного образования большинства европейских государств. И это не просто дань прошлому. За рубежом понимают, что без внимания к духовным основам жизни, без нравственного воспитания, без Бога нельзя дать человеку полноты и гармонии бытия. И если Россия хочет быть уважаемым членом семьи европейских народов, надо присмотреться к их педагогическому опыту.

— В прошлом году обсуждался вопрос о возвращении Русской Православной Церкви земельной собственности, утраченной после революции. Какова Ваша точка зрения по вопросу реституции церковной земли?

— О полномасштабной реституции речь не идет. Мы не выдвигаем требования возвратить все земли, находившиеся в церковной собственности до революции. На многих из этих земель успели вырасти города, дома, заводы. Церковь не хотела бы, чтобы ее имущественные требования ущемляли интересы и без того бедствующих людей.

Гораздо более актуальной видится проблема статуса земель, уже находящихся в пользовании Церкви, то есть занимаемых или возделываемых приходами и монастырями. До принятия нового Земельного кодекса эти земли находились в безвозмездном и бессрочном пользовании Церкви, однако отныне землю предлагают брать в аренду или собственность, причем последнее невозможно, когда на земельном участке стоит памятник архитектуры, собственником которого является государство. Эта тема требует пристального совместного изучения представителями РПЦ, других религиозных организаций, министерств и ведомств экономического блока, органов законодательной власти Российской Федерации.

— Какие сегодня существуют благотворительные программы у Русской Православной Церкви, а также что она планирует осуществить в 2003 году в благотворительной области?

— Социальное служение Церкви — понятие очень широкое, оно выходит за рамки благотворительности. Как и на отдельного человека, на общество и народ простирается любовь Божия. Помня это, Церковь призывает своих чад помогать ближнему, воплощая нормы христианской нравственности.

Основная работа в этом направлении ведется епархиями, монастырями, приходами нашей Церкви, братствами и сестричествами, церковными благотворительными организациями и службами милосердия. Открываются детские приюты и богадельни, бесплатные столовые и ночлежные дома. Создаются патронажные службы. Доброй традицией стало проведение благотворительных рождественских елок и пасхальных праздников.

Приведу лишь некоторые отрадные примеры. В поселке Топорково близ Сергиева Посада действует школа-интернат, рассчитанная на 250 мальчиков, оставшихся без родительского попечения. Попечение о школе осуществляет братия Троице-Сергиевой Лавры при поддержке Министерства путей сообщения. Кроме общего среднего образования, школа дает возможность овладеть несколькими профессиями. Осенью минувшего года в Хотьковском Покровском женском монастыре

в Московской области открылся приют для девочек-сирот. Церковь участвует в программе оказания помощи пострадавшим от наводнения на юге России. В Москве, Минске, Санкт-Петербурге начата работа по оказанию помощи жертвам СПИДа. Такие примеры можно множить и множить.