Новости и события


19.08.2017

Праздник Преображения Господня

Сегодня, 19 августа, православные христиане отмечают великий праздник Преображения Господня. Этот праздник символизирует явление Христа перед апостолами на горе Фавор. Символический смысл этого дня — преображение души человека. В Троицком храме Раифского монастыря прошло праздничное богослужение. Паломники и прихожане принесли в храм для благословения яблоки, груши, виноград - в знак благодарности Богу за дарование созревших плодов...

Торжественное богослужение в Раифском монастыре возглавил  исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Гавриил (Рожнов). Ему сослужили братия монастыря.

Братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение сообщает нам о событии, которое произошло незадолго до крестных страданий Спасителя. В глубокой ночи  Господь совершает восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками на гору Фавор.

Христос берет с собой только трех ближайших учеников. Уже одна эта черта свидетельствует, что Преображение есть событие совершенно особое и таинственное. Почему Он не взял с Собой других апостолов? По словам старца Паисия Святогорца, причина не в том, что Христос любил Петра, Иакова и Иоанна больше других, но в том, что, напротив, эти трое любили Христа больше других, а потому именно они были способны вместить откровение и Благодать Фаворского света. Прочие же апостолы были еще к этому не готовы.

Святые отцы говорят, что на Фаворе Христос приоткрыл апостолам славу Своего Божества — славу, которую Он всегда имел, но которая ранее была невидима для них. Он показал ее не во всей полноте, а лишь в малой мере, в какой человеческая природа способна вместить.

Спаситель пришел на землю в уничиженном виде, прикрыв Свое Божество образом человека. А здесь, на горе Преображения, Он показал Себя в сиянии той славы, в которой Он пребывает от века и в которой увидят Его те из нас, кто своей земной жизнью будет этого достоин.

Здесь человеческая природа, неразлучно и не слитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Рядом с преобразившимся Господом ученики увидели  пророка Моисея и пророка Илию. Моисей жил за тысячу шестьсот лет до Рождества Христова, пророк Илия – за девятьсот лет. Значит, – пророки Моисей и Илия не мертвые, но живые. Здесь открывается тайна о жизни вечной, в которую уже вошли наши прадеды, деды, отцы, войдет и каждый из нас. Больше того, каждый из нас уже здесь на земле, на коротком отрезке времени, данном ему Господом для земной жизни, уже начинает этот путь жизни вечной.

Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем. Отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос – не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание.

Пророки Моисей и Илия, явившиеся на Фаворе, не молчали. Они беседовали со Спасителем о предстоящих Ему крестных страданиях. Это – тайна любви Божией, по которой Отец Небесный послал Своего Сына для того, чтобы «спасти люди своя от греха их». Если эти крестные страдания Спасителя нужны были для спасения человечества, то разве это не является свидетельством того, что в каждом из нас есть то, что вызывало необходимость этих страданий? В нас есть бессмертная душа, и за счастье этой бессмертной души и нужна была крестная смерть нашего Господа.

На Фаворе Христос открыл не только Свою славу, но и славу Царства Небесного, горнего Иерусалима. Господь дал почувствовать Своим ученикам то, что их ожидает в вечной жизни, чувство радости, от которого воскликнул апостол Петр: «Хорошо нам здесь быть».

Преображение — это прообраз Будущего века, блаженной вечности, где все будут сиять нетварным светом, подобно Христу, о чем и Сам Он говорит, что праведники просветятся, как солнце, в Царстве Отца их.  И чем ближе мы к Богу своей молитвой, своим покаянием, добрыми делами и жаждой спасти свою душу, тем больше и больше мы живем этой ожидаемой нами радостью, предвкушаем ее, еще не войдя в жизнь загробную.

Подъем на гору был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя.  И нам, дорогие братья и сестры, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься: установленный в это время пост помогает в этом. А сегодняшний праздник как раз говорит нам о радостном смысле этого духовного подвига.

Преображение показывает, как происходит встреча человека с Богом, каков способ и образ этой встречи. Способ ее всегда один — через Фаворский свет, осиявший на горе апостолов. Бог входит в наш мир и является человеку через Благодать, через нетварную энергию Божества. Чтобы встретиться с Богом, нужно, подобно апостолам, принять в себя этот свет, эту энергию, и другого пути не существует. Те, кого Православная Церковь прославляет как святых, как раз и есть люди, принявшие в себя Благодать и через это сподобившиеся встречи и родства с Богом

Еще здесь, в земной жизни, человеку можно принимать в себя нетварный свет. Вместилищем его были все святые и праведники. Этим светом сияло лицо Моисея на Синае, этим светом сияло лицо преподобного Серафима при беседе с Мотовиловым. И у других святых по временам этот свет становился видимым для людей. Почему и изображаются они на иконах с нимбами вокруг головы.

И каждый из нас в той или иной мере соприкасался с тем, что можно охарактеризовать как присутствие Божией благодати. Это происходит и во время богослужения, особенно совершения Таинства Святой Евхаристии, таинства Крещения, это происходит в моменты молитвенного уединения. А для людей, живущих в миру, это иногда связано с удивительными чувствами, которые они переживают, созерцая красоту природы или даже рукотворную красоту творений великих художников. Через все это мы встречаемся с Богом, потому что за подлинным творчеством — всегда Бог; вот почему мы испытываем некое внутреннее преображение. Особенно же сильно это чувство у тех, кто из неверия приходит к вере. Кто, встретившись с Господом, реально чувствует Его присутствие и считает, что теперь, с этого момента, он начинает новую жизнь. Что все старое оставлено позади: не будет больше грехов, не будет больше соблазнов, не будет больше измен, не будет больше разочарований; теперь он уже с Богом и никогда с Фавора не сойдет. А потом вдруг все меняется — мы сходим с Фавора и снова оказываемся в гуще толпы, в гуще повседневной жизни с ее соблазнами, с ее проблемами, с ее конфликтами. Как же часто мы теряем то вдохновение!

Событие Преображения Господня напоминает нам о долге преображения нашей души. Оно придает смысл всей жизни и сообщает цель. Цель – обожение. Ап. Петр говорит, что: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества». 

И потому с особой силой в этот день в наших сердцах звучат слова Христовы: «Бодрствуйте и молитесь». Господь велит нам бодрствовать сердцем, а бодрствовать – значит быть подобным страже, которая бережет какое-нибудь здание от нападения. Так надо охранять нам все ходы, через которые грех вползает в наше сердце. А он вползает бесчисленными путями: через глаза, когда они смотрят на то, что возбуждает греховное чувство и влечет ко греху; через уста, когда они произносят бранные, скверные, лживые, клеветнические, осуждающие друг друга слова. Грех входит через наши помыслы, он поднимается со дна нашей души, когда мы даем свободу живущей в нас наклонности к греховной жизни.

Мы должны быть стражами своего сердца, потому что грех лишает нас радости чувствовать в себе Господа, отнимает сладость предвкушать и будущую радость общения со Спасителем.

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (19 – по н.ст.) было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии.

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки.

Освящение плодов имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

С праздником, дорогие браться и сестры!

Во время Литургии был совершен водосвятный молебен - освятили плоды нового урожая. Именно поэтому в народе этот праздник еще называют «Яблочный Спас».

Песнопения праздничного богослужения исполнил монастырский хор - квартет "Притча" (регент - диакон Сергий Уренцев).

Информационный отдел Раифского монастыря