Новости и события


25.11.2018

Международный форум: от египетских отцов до современного монашества

17—18 ноября 2018 года в Москве состоялась международная конференция «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества».

Для участия в конференции приехали 295 монашествующих из 102 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Латвийской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, митрополичьего округа в республике Казахстан и Среднеазиатского митрополичьего округа. В конференции принимал участие наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов).

Как сообщает patriarchia.ru, организаторами монашеского форума выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству и Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, а его тему выбрал Святейший Патриарх Кирилл.

На конференции сообщалось о результатах и впечатлениях от поездки делегации монашествующих Русской Православной Церкви в ноябре 2018 года в Египет, на родину монашества, о чем был продемонстрирован фильм. За пять дней члены делегации посетили три женских и шесть мужских монастырей, где сохраняется преемственность традиций, заложенных основателями монашества в IV—V веках. В общении с египетскими братиями и сестрами обращали на себя внимание их простота, скромность, радостное состояние духа.

В одном из монастырей на вопрос, какими бы игумен хотел видеть своих монахов, тот ответил, что хотел бы, чтобы братия были, как ангелы. Духовное воспитание иноков является предметом особой заботы в египетских монастырях. Большое внимание также уделяют игумены и игумении приему в обители новых членов монашеских общин. Желающие поступить в монастыри должны иметь светское образование, быть воцерковлены, знать основы христианской веры и обладать твердой решимостью стать монахами. Для того чтобы понять, способен ли молодой человек (в монастыри здесь принимают до 30-летнего возраста) к иноческой жизни, игумен или игумения могут пригласить на беседу родственников кандидата, без благословения которых монастыри не берут послушников.

На пленарном заседании и круглых столах конференции были заслушаны также доклады на различные, связанные с монашеством и монашеской жизнью темы, такие как: древние традиции игуменства, монашеские уставы Антония Великого и Киево-Печерской лавры, духовное наследие древних египетских отцов, духовное руководство братией в современных монастырях и т. д.

По окончании дискуссии был принят итоговый документ, в котором собравшиеся констатировали, что традиции отцов-основоположников монашества, воплощаемые в современных египетских монастырях, явились в свое время источниками традиций русского монашества и могут во многом послужить для вдохновения и поучения современных иноков. В завершение работы игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение конференции, посвященной наследию древних египетских отцов, а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту и сотрудникам СОММ за гостеприимство и хорошую организацию работы конференции.

После конференции мы попросили ее участника игумена Гавриила (Рожнова) поделиться впечатлениями от этой встречи:

— На конференцию собрались около 300 игуменов и игумений современных монастырей. В первые два дня конференции были заслушаны около десятка докладов членов делегаций, которые, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, посетили современные египетские монастыри и познакомились с их внутренней жизнью.

Много интересных докладов, выступлений, дискуссионных вопросов и обстоятельных ответов на них прозвучало на конференции. Для меня лично стало более ярким понимание, что в настоящее время наблюдается расцвет монашества в современном Египте. Более 30 монастырей имеют количество насельников не менее 100 человек в каждой обители. Многие поступающие в монастыри имеют высшее образование. Многие наместники монастырей состоят в епископском сане, а главное — сохранилось преемство монашеской жизни от первых веков христианства, от первых основателей монашества — Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого.

Впечатлил назидательный рассказ о внутреннем устройстве и жизни монастырей Египта от игуменьи Иулиании (Зачатьевский монастырь), которая была одной из участников русской делегации. Она рассказала о духе всеобъемлющей любви в этих обителях, о гостеприимстве, об отношении к паломникам, об отношении братии и игумена (игумен – это не начальник-администратор, это любящий отец одного большого братства-семьи).

Обители эти сумели сохранить любовь, чего порой не хватает нам в современном мире. Был задан вопрос одному из игуменов египетского монастыря: «Как узнать, какой монастырь самый лучший?» Он ответил просто: «Там, где есть большая любовь к Богу и ближнему, тот монастырь и есть самый лучший». Это и есть тот самый верный показатель нормального духовного состояния внутренней жизни монастырского братства. Завещанный нам от Бога.

После докладов состоялась содержательная дискуссия по вопросу устройстве современных русский монастырей. Очень живо обсуждался вопрос о влиянии мира на современную монашескую жизнь. Владыка Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский, который возглавлял президиум конференции, затронул вопрос обмирщения монастырей, отметив, что это самая главная опасность для современных русских монастырей. Кстати, на предыдущих конференциях обсуждался вопрос об отделении особой братской территории по примеру греческих, кипрских, сербских обителей, где братия могут уединиться, жить братской жизнью на территории, недоступной для мирян. Обсуждался вопрос распорядка дня насельников обителей. Игуменов монастырей призвали сделать для каждого насельника определенный распорядок, в котором должно быть предусмотрено, помимо несения послушаний, время для келейного уединения, келейной молитвы, чтения святых отцов.

Поднималась тема духовного окормления братии монастыря по примеру афонских монастырей, где сам игумен является духовником: в этом случае монастырь существует, как единая семья, а не как какое-то предприятие, во главе с директором-администратором.

Обсуждался вопрос о возобновлении духовных бесед или внутренних собраний игумена с братией монастыря, на которых зачитывались бы творения святых отцов, обсуждались актуальные вопросы внутренней жизни монастыря. Ведь на таких беседах созидается внутренний дух монашеского братства, а сама братия начинает более чувствовать свою сопричастность к жизни обители.

Считаю, что основная задача и положительная сторона таких собраний (конференций) монашествующих –  это возможность общения с единомышленниками. Потому как проблемы в наших монастырях в основном одни и те же: в течение тридцати лет свободы церковной жизни восстановлены стены, а теперь стоит вопрос о восстановлении традиций именно внутренней монашеской жизни.

Информационный отдел Раифского монастыря