Новости и события
Наследие монахини Серафимы
По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана в Раифской обители решено открыть церковно-исторический музей, посвященный 400-летней летописи монастыря. Музей расположится в юго-восточной башне обители.
То, что на территории Раифской обители будет функционировать музей, можно считать отрадным фактом. Сегодня это практика многих российских монастырей и храмов. Раифский музей создается по инициативе, трудами и заботами наместника Раифского мужского монастыря игумена Гавриила и по благословению и при поддержке владыки Феофана.
Экспозиции по истории обители будут отвечать всем требованиям современного музееведения, и в то же время интерьеры музея будут отличаться необычностью и индивидуальностью: уже одно размещение музея в башенном корпусе монастыря говорит об этом.
«Монастырь после 1930 года использовался в различных целях: были здесь и отделение ГУЛАГа, лагерь для заключенных, факультет Казанского лесного университета. В Грузинском храме располагался клуб, на втором этаже находился спортзал, в Троицком соборе, самом большом здании монастыря, находился слесарный цех по изготовлению водяных центробежных насосов. Несколько последних десятилетий в монастыре размещалось спецучилище для трудных подростков. Многие корпуса были заняты под жилые помещения сотрудниками спецучилища. В некоторых братских кельях находились камеры для военнопленных», – рассказывает наместник обители, игумен Гавриил.
Основу экспозиции будущего музея составят уникальные документы, сохранившиеся непосредственно в самой обители и хранящиеся в Госархиве Республики Татарстан.
Идея создания музея возникла еще при первом наместнике возрожденного монастыря, архимандрите Всеволоде. В 1990-е годы, когда монастырь только-только был передан Церкви, местные жители приносили иконы, церковную утварь, которую долго берегли. Церковные и богослужебные книги несли отовсюду: судя по летописям, библиотека существовала в Раифе еще в XVIII веке.
Огромную роль в создании будущего музея Раифского монастыря сыграла почившая монахиня Серафима, которая на протяжении нескольких лет тщательно собирала материалы, описывала каждый сохранившейся раритет. Много времени проводила она в национальных архивах. Монахиня до пострижения была человеком из научных кругов, обладала аналитическом складом ума, поэтому опись книг выполнена профессионально, с подробностями. Помимо названия, авторства, года создания рукописной или издания печатной книги, краткой аннотации, наличия особых пометок, надписей, сделанных читателями, указаны шрифт, каким она писана (напечатана), качество бумаги. А еще приведены линейные размеры и вес книги, что, надо сказать, тоже имеет значение.
И лишь сегодня, спустя почти 25 лет, труд и старания монахини Серафимы стали востребованы. Много лет хранились эти монастырские сокровища в издательском отделе Раифской обители.
Среди будущих экспонатов музея — церковная утварь, глиняные изразцы для печи и камина, церковные облачения, рукописные книги XVII—XIX веков, уникальные фотографии начала XX века, сделанные известным казанским фотографом Арнольдом Ивановичем Бренингом; издание XIX века с нотами духовных песнопений, в знаменной или крюковой нотации. Один из раритетов — панагия XVII века из ризницы митрополита Лаврентия.
Сохранились планы и наглядные пособия по истории монашества, в которых сделан полный анализ, с приведением категоризованных графиков, и многое другое. Наследие монахини Серафимы не пропадет, продолжая жить с течением времени.
В витринах создаваемого музея планируют выставить некоторые рукописные и старопечатные церковные издания; различные дореволюционные книги и брошюры, посвященные истории монастыря, а также жизни и деятельности подвижников благочестия, подвизавшихся в обители; архипастырей и священнослужителей, чья жизнь так или иначе была связана с Раифской обителью.
Следует упомянуть, что сегодня в хранилище древних книг около 300 томов, среди них много ценных. Самые древние – XVII века – написаны пером на церковнославянском языке. Самое увесистое писание достигает восьми килограммов. А в выходных данных самой маленькой книжицы «Похвала иноческой жизни» написано, что это издание Раифской Богородицкой пустыни 1880 года. Значит, уже тогда здесь было свое издательство. И то, что сейчас оно работает вновь, в обители считают Божиим Промыслом…
«Этот труд „на потом“», – так заверял отец Всеволод, когда приходили сомнения в нужности хранения этих древних вещей. Итак, работа по созданию музея идет полным ходом: уже провели гидроизоляцию помещения, выложена плитка, оштукатурены стены. Скоро за дело примутся специалисты из дизайнерской мастерской Сергея Насекина.
На рисунках – черновые схемы будущего устройства музея
И еще о чем стоит знать: посещение музея будет бесплатным. А посетителям музея будет открыт доступ к внешней круговой галерее башни, с которой видны и красивейшее заповедное Раифское озеро, и сам многовековой монастырь.
Ольга Романова