Новости и события


23.10.2020

Оптинские старцы теперь в Раифе

В Раифском монастыре накануне Собора преподобных Оптинских старцев освящена икона с мощами празднуемых святых. Удивительным образом переплелись исторические судьбы Оптиной пустыни и Раифы.

Начнем с того, что в настоящее время наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов) с 2007 по 2017 год нес послушание помощника эконома в Оптиной пустыни. И как он сам рассказывает, после назначения в Раифу, конечно же, было естественным желание иметь икону и мощи Оптинских старцев для поклонения в храмах Раифской обители:

«Введенская Оптина пустынь – это один из главных очагов духовной жизни России, дореволюционной и современной. Этот монастырь прежде всего известен своими святыми – собором Оптинских старцев. Один из них – Варсонофий – родом из Казани, который часто посещал Раифу еще до принятия им монашества. Шесть раз Раифа упоминается в его книге воспоминаний и бесед. Например, именно он первым описал знаменитую встречу маленькой девочки и игумена Раифской пустыни, после которой началось строительство колокольни в конце XIX века.

Еще одно имя, которое связывает два монастыря, – почитаемый преподобный Гавриил Седмиезерный. Свой монашеский путь он начал послушником в Оптиной пустыни в 1864 году, а в 1882 году преподобный прибыл в Раифскую пустынь, где был рукоположен во иеромонаха и назначен братским духовником. Уже потом его духовная жизнь была полностью связана со Седмиезерным монастырем Казанской епархии.

Кроме того,один и тот же человек участвовал в судьбе и Оптиной пустыни, и Раифской обители. Это митрополит Филарет Амфитеатров. По его благословению был устроен скит при Оптиной пустыни, куда были приглашены первые оптинские старцы – Моисей и Антоний, которых он же пригласил для возрождения духовной жизни в Оптиной пустыни.
Вскоре Митрополит был назначен на Казанскую кафедру и здесь одним из самых дорогих его сердцу мест стала Раифа. Грузинский храм Раифской обители был построен в 1841 году на месте старого обветшавшего по благословению именно митрополита Филарета. Второй этаж храма был устроен под кельи для его покоев. Сюда он хотел уйти на покой, остаток жизни провести в уединении, в молитве. Для него даже был сделан специальный балкон, который выходил в храм. Он мог, не выходя из кельи, слушать службу, божественную литургию, участвовать в богослужении.

Итак, год назад по благословению правящего архиерея митрополита Феофана при содействии благотворителей была заказана большая икона «Собор Оптинских старцев», с отработанной иконографией, которая пишется в Оптиной пустыни. Так как монастырь этот ставропигиальный, по благословению нашего владыки было подано прошение в Московскую патриархию о выделении частичек мощей старцев Оптинских.

В сентябре этого года на имя владыки Феофана пришло разрешение о выдаче частиц святых мощей. Мы с радостью отправились в Оптину, где встретились с наместником Оптиной пустыни епископом Леонидом. В дар от Раифского монастыря мы передали в святую обитель икону преподобного Гавриила Седмиезерного с мощевиком.


Богу было угодно, чтобы прибытие мощей старцев и написание иконы пришлись на Собор Оптинских старцев. Икону мы торжественно освятили, совершили молебен и определили место – Троицкий собор Раифской обители, справа от входа.»

Вот так, по промыслу Божиему, оптинские старцы частичками мощей «пришли» в Раифу, а преподобный Гавриил мощами «вернулся» в Оптину.

Информационный отдел Раифского монастыря



Теги:
богослужение
преподобный Гавриил Седмиезерный
Оптина





Новости по теме