Публикации


09.08.2017

Милость Пантелеймона-целителя

08.08.08, во время молебна у святого образа верующие обратили внимание на проступающие на золотистом фоне иконы маслянистые капли...

«Мы видели, как первые капли стекли вниз, потом их стало больше», — говорит настоятель храма иерей Константин Исаков. «Мироточит!», — зашептали прихожане, передавая весть из уст в уста. Помощник всех болящих, святитель Пантелеймон является также одним из главных святых Кавказа. А в те дни в Южной Осетии как раз началась война... За два последующих месяца маслянистая жидкость покрыла почти всю площадь иконы.

Отец Константин отнесся к событию, впервые случившемуся за всю почти что двухсотлетнюю историю храма, очень осторожно — по его мнению, однозначно сказать, почему замироточила икона, нельзя. Считается, что мироточение, плач святых образов, просто так не бывает — либо к беде, либо к радости. Говорят, что и перед Великой Отечественной войной наблюдалось массовое мироточение икон, а тут вот событие случилось как раз в начале грузинско-осетинской междоусобицы...

Владыка Анастасий, приехавший вскоре на подворье Раифского монастыря в Больших Ключах, засвидетельствовал мироточение иконы и благословил верующих обращаться к Пантелеймону-целителю. Теперь же икону откроют, и будет совершено миропомазание.

Храм Больших Ключей — старинный и очень красивый. Он был построен в 1832 году. После пожара деревянная церковь в селе Ивановское сгорела, и было решено строить новый храм из камня.

Местом строительства выбрали Большие Ключи — здесь к тому времени было больше жителей, около 1200 человек. Но кирпича в округе не было, и поэтому пришлось для начала построить кирпичный заводик, благо глину можно было добывать неподалеку. Кирпич шел на продажу, средства — на убранство нового храма.

К революционному лихолетью храм был расписан полностью — росписи датируются первой половиной XIX века. Храм был закрыт в 1937 году. В его стенах была устроена пекарня, склады, магазин хозтоваров. Церковная ограда была разрушена и из кирпича построена ограда колхозной МТС. Колокола со звонницы храма Иоанна Богослова были сняты и увезены в Казань на переплавку. Самый большой колокол весил 128 пудов 10 фунтов. Не местные жители снимали колокола, и, как говорят старожилы, тот, кто сбросил с колокольни самый большой колокол, вскоре умер...

Когда началось восстановление росписей, художникам пришлось выковырять из ликов святых немало дроби. Нет, отец Константин не связывает это с варварством. Во времена борьбы с религией здесь был склад зерна — возможно, стрельбой отпугивали голубей? Вообще, росписи сохранились благодаря сделанному на высоте 5-6 метров потолку — его установили, чтобы не отапливать слишком объемное помещение высотой более 20 метров. Все, что ниже пяти метров, было закрашено масляной краской. И питерским художникам из мастерской Александра Батанова пришлось немало потрудиться, заново расписывая старинные стены и восстанавливая то, что сохранилось. Как говорят художники, повидавшие немало церквей, второго такого храма в России нет. Сохранившиеся росписи — стиль переходного периода, когда на Западе была уже современная иконопись, а на Руси еще сильны были традиции старой школы...

Этот сельский храм привлекает многих своей красотой, теплотой, какой-то домашней атмосферой. Слезы целителя Пантелеймона — к чему они, почему? Может, не в войне дело, не в каких-то плохих предзнаменованиях, а в том, что идет мало-помалу в России возрождение духовности?

Дмитрий Катаргин