Публикации


20.08.2017

Богу было угодно вернуть обитель к жизни

Предлагаем нашим читателям интервью, которое архимандрит Всеволод дал монастырской газете «Раифский Вестник» за полгода до кончины.


О традициях

– Монастырь – это место, которое невозможно поругать никакими человеческими средствами, потому как здесь всегда был дух, молитва тех священнослужителей, братии, прихожан, которые просили милости Божией на протяжении 400 лет...
И Богу было угодно вернуть это место к жизни, к вере, чтобы люди могли находить здесь тихое пристанище, богослужения, пасторское окормление верующих христиан. И хотя монашество 21 века не сравнимо с монашеством 17-19 веков, но неизменны богослужения, устав, канон Церкви.

Мы не можем модернизировать богослужения, мы не можем модернизировать веру, она должна быть непреклонна. Следуя наставлениям святых отцов, следуя заповедям Божиим.

– Как Вы можете описать Ваши личные ощущения, когда входите в алтарь?
– Вхожу и смотрю, все ли священнослужители в алтаре, нет ли раненных. (Смеется). Наверное, думаете, что, если человек ежедневно входит в алтарь, то престол он принимает как станок? Человеческое восприятие здесь исключается – Благословение  Божие, что дано при рукоположении священнослужителям, дает понимание, чувство, «святая святых». Когда начинается служба, постепенно та Благодать, которая сходит свыше, настраивает на службу, настраивает на молитву, потому что свершается великое Таинство, и это Таинство своим сердцем чувствуешь – не просто принимает участие, а соучаствуешь в этом.

 О молитве

– Как передать мирянам монашеский опыт в понимании, что вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы?
– Дай Бог, чтобы мы сами хорошо молились. Каждый священник должен почаще вспоминать о своем первом священническом кресте; о том, что написано на нем с другой стороны... и с пристрастностью оценивать себя – служу ли я так, как мне это поручено Церковью? «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4, 12).

Вот образ и должен быть показателем, образец для других в молитвах. И, естественно, показать своим примером,  научить, раскрыть какое таинство кроется в молитве, какое это орудие против греховности.
Где есть молитва – там и есть созидание внутреннего своего мира, оно одухотворяется, это связь с Богом. Молитва – это когда ты открываешь не только разум, но и сердце свое. И монашеский опыт понимания молитвы передать другим сразу невозможно. Это долгий путь. Потому что верующий, приходящий сюда, должен уметь открыть свое сердце для великой силы молитвы, а монах должен помочь.

И только тогда, когда прихожанин видит в священнике искренность, его глаза, в которых отражается жизненый опыт, желание помочь мирянину, показать ориентир – ведь Бог благословил его на учительство, вот только тогда раскроет он ему свое сердце. Отцы должны постепенно направлять своих духовных чад – истинно и правильно – на правильную молитву: сердечную, умственную.

– Скажите, вот мы молимся, и Таинства принимаем, и святые за нас молятся, а изменения души к лучшему происходят медленно или вообще не происходят...
– Да, построить храм или монастырь намного быстрее, чем построить свой внутренний мир, свой внутренний храм. Можно произнести 400 раз «Господи, помилуй» без сердечного покаяния и молитвенного стояния, и ничего не получить за это. Некоторые атеисты в советское время наизусть всю Библию знали, но они не были верующими.

Ведь знание Библии не гарантирует, что человек после прочтения откроет свое сердце для Бога. Понимаете? Ведь здесь надо, чтобы человек действительно мог принимать все это со страхом, болью... «Господь вершит свои дела неспешно». Все происходящее быстро уходит в пустоту. Вот и молитва – это не выстрел прямо в цель. Надо набраться терпения.
Большое значение в духовной жизни имеет именно терпение. Очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви, прежде всего – исповедь, святое причащение. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни.

Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по-настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5).

О послушниках и трудниках

– Тот, кто пришел в монастырь, но еще не является послушником, а трудится во славу Божию – это трудник. Какую пользу он получают?
– В первую очередь, он приносят пользу самому монастырю: трудники помогают в трапезной, в храмах, на территории. Естественно, мы не забываем о том, что они нуждаются в молитвенном окормлении, в духовном наставлении, чтобы каждый из них  смог сделать выбор: остаться в монастыре, жить и служить во славу Божию, или уйти в мир, но уже с пониманием Бога. Он должен сам своим сердцем принять это место. В монастыре же жизнь идет по уставу, с определенными ограничениями. А готов ли он к этим ограничениям? А готово ли его сознание? Ведь верующий не обязательно в монастыре должен быть. Верующие могут и в миру жить, и оставаться добрыми христианами нашей Церкви.

Пожелание
Дорогие братья и сестры!  Хотелось бы пожелать вам мира и спокойствия души. Враг номер один – это принятие помыслов. Это происки врага рода человеческого. Желаю вам научиться распознавать, где светлое, где темное. Чтобы не было греха уныния, недовольства жизнью. Мира вам в душе!