Публикации
Новомученики
Раифские
27 января 1930 года, в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на месте разгромленной в 1928 году обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря.
Еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.
А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная и вместе с тем торжественная была в тот день служба. В последний раз причащались братия Святых Тайн, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.
После литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину, чуден Промысел Твой, Господи! Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань. По заснеженной дороге, обдуваемые ветрами и понукаемые грубыми конвоирами, ехали иноки прочь от родной обители, чтобы вдали от нее стяжать: кто — мученический венец, кто — жизнь.
...В тюремных узах и явили новомученики Раифские образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Напротив, чем очевиднее становилось, что придется пострадать за Христа, тем тверже монашествующие держались на допросах.
ИЕРОМОНАХ ИОСИФ
принял сан иеродиакона в 1920, иеромонаха — в 1923 г., и избранный (хотя в монастыре были иеромонахи много старше по хиротонии) после закрытия обители настоятелем приходской церкви.
ИЕРОМОНАХ ВАРЛААМ
в миру — Виктор Семенович Похилюк, 60-летний монах, живший всегда затворнически и аскетично. Здесь с января 1911 г. о. Варлаам исполнял обязанности эконома Архиерейского дома. В 1912 году он упросил Владыку Иакова перевести его в тихую Раифскую пустынь. Здесь ему было дано послушание священства в с. Васильево, а затем — в Помарах. После этого он вернулся в Раифу.
ИЕРОМОНАХ ИОВ
(в миру—Иоанн Андреевич Протопопов). Монашество принял в 1907 году... После убиения красноармейцами епископа Амвросия (в августе 1918 г.) поступил в Раифскую пустынь.
ИЕРОМОНАХ АНТОНИЙ
в 1890 г. поступил в Раифскую пустынь, где 23 марта 1908 г. был пострижен в монашество, а после революции — рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
ИЕРОМОНАХ СЕРГИЙ
(в миру—Павел Иванович Гуськов) родился в 1875 г. в с. Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии. 18 июня 1906 г. принял монашеский постриг с именем Сергий. Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. о. Сергий был утвержден в должности ризничего.
ПОСЛУШНИК ПЕТР ТУПИЦИН
родился в 1906 г. в д. Еланбуй Осиновского уезда Пермской губернии. Желая найти тихую обитель для уединенной монашеской жизни, пришел в Раифскую пустынь...
20 февраля 1930 года заседание Судебной тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) и двух мирян — Василия Гаврилова и Степана Абрамова — к высшей мере социальной защиты — расстрелу.
Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для священномучеников то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1996 году они были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии.
Святые новомученики Раифские, молите Бога о нас!
Александр Журавский