Публикации
«Грузинская (Раифская)» —
самый древний список из известных
Об образе Божией Матери «Грузинская»
К концу XII века из Византии в Грузию пришел «комниновский» стиль иконописи с особой строгостью формы, особым каноном и одновременно с вниманием иконописца с персоналистическим характеристикам изображаемого образа.
В Грузию широким потоком поставлялись шедевры комниновского иконного стиля. Они были образцами к подражанию, что, например, видно из росписи пещерного монастыря Вардзиа (1184-1186 гг.) или ряда местных икон из Сванетии, приближенных к комниновскому стилю. Академик Н.П. Кондаков так обрисовал эту проблему:
«Мы находим ряд списков особого типа (Елеусы?), погрудной Одигитрии среди древних образов, сохранивнившися в храмах и ризницах Грузии. Между ними, понятно, должны находиться такие иконы Грузинской Божией Матери, отчасти по причине грубого стиля в большинстве грузинских икон, отчасти же потому, что мы не знаем вполне точно Грузинской-Иверской иконы, мы не в состоянии ее выделить от варианта Одигитрии».
Подобный тип икон все современные исследователи Х. Бельдинг, С. Манго, Д. Мурики, К. Вейцман — относят ко времени примерно 1100 года. Тогда сложились канон и стиль комниновской одигитрии, тогда же началось ее шествие по земле, не прекращающееся и сегодня.
Был найден некий образ гармонии равновесия между аскетическими спиритуальными поисками и классической красотой материальной формы, что и составляет суть комниновского иконного стиля. Близ Влахен, вероятно, были иконные мастерские, поставлявшие за пределы империи шедевры своего времени. Так, оригинал Грузинской-Иверской попал в Грузию...
...А какова же СУДЬБА ОРИГИНАЛА иконы Божией Матери «Грузинская» из Красногорского (Черногорского) монастыря, список с которого находится сегодня в Раифском Богородицком монастыре? С закрытием его в 30-е годы образ Божией Матери «Грузинская» избежал истребления. Архангельские искусствоведы в числе других ценных образов, сумели перед войной передать его в Третьяковскую галерею. Там он прослеживался до конца 50-х годов XX века. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Есть предположение, что он был либо похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.
Из этого следует, что список, находящийся ныне в Раифском монастыре, самый древний из известных.
Небольшой по размерам (аналойный типикон) он, тем не менее, занимает центральное, особое, место в одноименном каменном соборе Раифского монастыря. Храм этот, построенный в 1842 году известным зодчим М.П. Коринфским, после десятилетий мерзости запустения (с 1993 года) вновь стал местом пребывания главной святыни монастыря. Возвращение чудотворного образа наложило на храм некий божественный отпечаток. Как и в годы минувшие, во время исполнения церковных песнопений слышится здесь некий голос, звучащий на целую октаву выше и не принадлежащий никому из участников хора. И вновь зажигаются лампадки наших сердец перед чудотворным образом, согревая нас, помогая нам на тернистом жизненном пути.
Г. Мюллер,
историк-краевед