Публикации


03.03.2020

«Великий пост – как выход на духовную битву...»

Время Великого поста. Хотелось бы надеяться, что каждый из нас ждет его, чтобы внести в совершенствование своей души некую динамику, в которой мы надеемся на помощь Господа. Считается, что Великий пост — один из самых благодатных для этого периодов. Об этом наш разговор с наместником Раифского монастыря игуменом Гавриилом.

— Почему этот пост называется Великим?
— Великий пост называется «великим» и по своему значению, и по своей длительности во времени.
Этот пост подготавливает нас, всех христиан, к главному празднику — Пасхе, Воскресению Христову. Длится почти полные семь недель.  Различают две основные части: это, собственно, Великая Четыредесятница — первые шесть недель Великого поста и Страстная седмица, в которой мы вспоминаем восшествие Господа на Крест и все предшествующие страдания и события, связанные с событием Воскресения.

Церковь, как заботливая мать, начинает готовить всех православных христиан заранее к Великому посту. Подготовка начинается уже за 4 недели. Каждая неделя подготовительная к Великому посту носит свое название и посвящена определенному событию. Первая неделя о Закхее. Вторая подготовительная неделя о мытаре и фарисее. Третья — о блудном сыне.  И четвертая — о Страшном суде. Все эти недели и связанные с ними события настраивают христианина на покаянный лад, то есть лейтмотивом всех этих событий является покаяние через различные евангельские образы: покаявшегося сборщика налогов мытаря Закхея, через смиренного мытаря, через притчу о блудном сыне. Через воспоминание о Страшном суде Церковь настраивает нас покаянный лад.

— Отец Гавриил, монашеский пост отличается от поста мирян?
— Совершается в монастыре пост по Иерусалимскому Типикону, где предписано строгое воздержание в пище. В первые пять дней Великого поста вообще положено сухоядение. По возможности, по силам, в первые несколько дней вообще не вкушается пища, масло положено только в субботу и воскресенье.

Конечно, современный христианин сильно отличается от древних христиан, и поэтому предписания Типикона не для всех, для большинства они невыполнимы, такое предписание поста относят обычно в монашествующим, поэтому, конечно, нужно обсуждать с духовником степень воздержания, степень поста, чтобы не навредить себе, чтобы не повредиться духовно и телесно, чтобы пост был в назидание и в очищение души и тела.

— Какие изменения в послушаниях братии и в богослужениях есть в этот период?
— Богослужение Великого поста сильно отличается от богослужения во все остальные дни года. Литургия совершается только в среду, пятницу, субботу, воскресенье.Причем в среду и в пятницу совершается особая Литургия – Преждеосвященных Даров. В субботу совершается литургия Иоанна Златоуста,  в воскресенье — литургия Василия Великого. В пятую неделю Великого поста совершается литургия Василия Великого.

Жизнь монастыря и послушания братии в этот период существенно корректируются. Богослужение занимает в несколько раз больше времени в течение дня. Первая половина дня посвящена исключительно храмовому богослужению. Совершается Великопостная полунощница, утреня. В среду и пятницу, соответственно, литургия Преждеосвященных Даров. В самом богослужении существенные изменения. Псалтирь прочитывается вся два раза в неделю полностью.



Добавляются великопостные молитвы Ефрема Сирина, великие поклоны, согласно Уставу. Соответственно, это вносит большую корректировку в братскую жизнь. Послушания трудовые сокращаются, и увеличивается время храмового богослужения.

По практике Раифского монастыря, Великим постом богослужения с понедельника по пятницу совершаются в храме Преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных. Этот храм небольшой, но более  укромный, настраивающий на собранность, на молитву, на покаяние.

— И какие советы Вы даете вновь прибывшим в монастырь, которые только-только начинают свой духовный подвиг?
— Великий пост— это особый период, когда христианин должен мобилизоваться, активизироваться. Если сравнить с военной практикой, то весь год — это подготовка, тренировка, а Великий пост — это уже выход на битву. Битва, в которой христианин учится брани, получая определенный духовный опыт. Недаром в древности, в Палестине и Египте, была практика на 40 дней уходить в пустыни.  Монах один на один молился, предавался подвигам, то есть такой был выход на единоборство. И каждый христианин в какой-то мере тоже повторяет эту практику, когда вступает в дни Великого поста на это поприще великопостное и пытается соблюсти этот пост по всем правилам, чтобы достойно встретить Пасху.

Как уже неоднократно говорили все проповедники современные, что прежде всего пост — это не только воздержание в пище, а именно совершенствование духовное, поэтому, в первую очередь, сюда нужно обратить свое внимание. По слову одного из проповедников: «Легче отказаться от колбасы, чем, например, от осуждения». Поэтому именно на это нужно обратить внимание в свой первый духовный пост.

Кто не может поститься телесно, может поститься духовно. Например, отказаться от телевизора, от соцсетей. Может быть, отказаться от какого-то внешнего общения на время всего поста или его части; посмотреть за своей душой, за грехами осуждения, раздражения, зависти, празднословия и т. д., то есть, прежде всего, повторюсь, сюда обратить свое внимание. Ну, и, кому позволяет здоровье, если есть благословение духовника, конечно, нужно и телесно поститься по уставу.

— Кому исповедуются, кто дает духовные наставления братии и трудникам обители?
— Как предписано многими монашескими уставами и «Положением о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви», в идеале духовником монастыря является игумен. В Раифе эта практика также применена. Игумен и является духовником большинства братии. Также, как написано в «Положении...», духовник может назначать помощника, братского духовника. Таким у нас является иеромонах  Макарий (Семенов), который исповедует часть братии. Существует  в монастыре расписание бесед и исповеди. Две трети братии исповедуются у игумена, и около одной трети исповедуется у отца Макария.

— Держат ли пост воспитанники Детского корпуса монастыря?
— Воспитанники Детского корпуса также держат пост, но в более мягкой, облегченной форме, по сравнению с постом братии.
Мальчишки ведь  учатся в средней школе, а большая физическая и умственная  нагрузка растущего организма требует менее строгого подхода к посту. Есть, конечно, и общие правила поста в Детском корпусе. Все воспитанники посещают монастырские службы: в субботу — Всенощную, в воскресенье — Литургию. Причащаются. Во время Великого поста рыбу по средам и пятницам заменяют грибами. А молиться их насильно никто не заставляет — без желания самого человека Господь его не спасет...

— Есть ли возможность мирянину или мирянке приехать и пожить в монастыре во время Великого поста?
— Миряне также могут приехать к нам  на время Великого поста. Ведь пост и есть то самое благодатное время для своего духовного делания. Пожить во вемя поста в обители  — такая практика была еще в дореволюционные годы. Люди приезжали в монастырь на так называемое «говение». Жили, молились, разбирались в своей душе, пытались «прийти в себя».

— Ваши пожеланиям читателям, отец Гавриил?
— Всем нашим читателям, конечно, советую и желаю провести этот Великий пост с пользой для души. Потому что каждый пост — это еще один шанс поработать над своими страстями, еще раз сделать усилие в работе по искоренению своих грехов, чтобы хоть немного приблизиться к своему Спасению. И встретить Пасху с очищенной душой и радостью в сердце!

Ольга Романова,
Александр Ассельборн.

Фото Эдуарда Закирова

Теги:
публикации
Великий пост
Детский корпус
богослужение
воспитанники
о. Гавриил
наместник монастыря





Новости по теме