Публикации


06.03.2021

Монашество сегодня и вчера.
Окончание

Раифский монастырь – вотчина Богородицы

Окончание публикации о двух взглядах на современное монашество: послушника и священнослужителя. Им были заданы вопросы о духовном росте насельников, о том, на каком основании строится монашеская жизнь, каковы особенности современного монашества и другие.  

 Нужны ли монастыри в нашем современном мире? 

Послушник АЛЕКСАНДР АССЕЛЬБОРН, учащийся Казанской семинарии:
– Очень широкий вопрос. Монастыри могут быть нужны разным слоям населения для разных целей. Например, нецерковные туристы любят посещать монастыри как красивые архитектурные и культурные объекты, церковные люди совершают паломничества в монастыри для того, чтобы ощутить новые религиозные переживания в своей душе, государственным служащим монастыри могут быть нужны как выгодные туристические объекты…

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (Семенов), насельник Раифской обители:
– Монастыри нужны человечеству. Всему миру: христианам и нехристианам. Потому что в монастырях еще сохраняется нравственная чистота понимания устройства мира вообще. Если не будет монастырей, то в миру священник служить нормально не сможет, там процесс разложения еще быстрее произойдет. В конце концов все придет к тому, что конец света быстрее приблизится. Какой смысл существования мира? Для того, чтобы люди спасались. Спасаемся мы через веру в Иисуса Христа и участие в таинствах: крещение, миропомазание, причастие Телу и Крови Иисуса Христа. Соответственно, если не будет Евхаристии с правильной верой, если не будет таких мест, где творится настоящая Евхаристия и причастие происходит людей, люди правильно молятся, соответственно никакого смысла в этом мире не будет, придет быстрее конец света, начнутся бедствия… Евхаристия сдерживает наступление конца света. Чем меньше будет Евхаристии, тем будет сложнее. 

Если оставить только мирских священников, то мир еще быстрее развратиться, потому что монастыри еще нас хоть как-то защищают от современного мира, а без монашества защиты меньше еще будет. Монастыри – хранители чистоты православия. У священника в миру разве есть время постоянно думать о Боге, правильно он поступил или неправильно, по святым отцам или нет? Нет у него времени, он постоянно занят. В монастырях еще хоть какое-то время есть у людей. 

– Каким вы видите Раифский монастырь через десять лет?

Послушник АЛЕКСАНДР АССЕЛЬБОРН, учащийся Казанской семинарии:
– Через десять лет я вижу Раифский монастырь развивающимся в разных аспектах деятельности. Если рассматривать аскетическое направление жизни монастыря, то в этом вопросе сложно сделать прогноз. С одной стороны, наместник обители игумен Гавриил многое делает для повышения духовности насельников обители. 

Проводятся регулярно синаксисы, отец Гавриил поучает братьев после трапезы, призывает всех к подвижничеству и регулярному посещению богослужений. С другой стороны, духовное состояние самих братьев тоже очень важно, ведь если в монастырь люди будут приходить просто для того, чтобы «пережить очередную зиму», то ни о какой высокой духовности речи быть не может.
Что касается материального процветания монастыря, то мне кажется, то оно тоже будет расти. Эта возможность связана с большими потоками туристов и паломников в обитель, с реализующимися отцом Гавриилом многими новыми проектами. Например, впервые организованный этой зимой каток на Раифском озере рядом с монастырем оказался проектом достаточно востребованным...

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (Семенов):
– Вспомню недавнее прошлое. Монастырь возглавлял архимандрит Всеволод. Но в августе 2016 года он перешел в вечность. Казалось, что мир рухнул, все спрашивали: «Что будет?» Пришел новый наместник, отец Гавриил. Ничего не изменилось. Почему? Вот каково мое убеждение.
Наш монастырь – это вотчина Богородицы. Она управляет монастырем, а не отец Всеволод, не отец Гавриил, не митрополиты… 
А если это Ее дом, зачем его разорять? Можно сказать, что он таким и будет, просто его надо делать лучше, красивее, чтобы для людей было удобнее приезжать.

Думаю, лет через десять, если мы внешне его увидим, он будет такой же. Будет ли комфортнее людям здесь молиться? Думаю, да,  потому что такая тенденция: люди настолько слабенькие стали, что стоять в церкви им трудно. Мы им там скамеечки ставим, кресла ставим. Монастырь никуда не спешит. Нам строить больше нечего. Дай Бог, чтобы в монастыре еще по-настоящему духовная жизнь появилась. Но что это такое по-настоящему? Кто знает? Может быть, именно в настоящем и есть настоящее... Нет подвижников, старцев?... Откуда мы знаем промысел Бога в отношении нашей обители?..

Думаю, что со временем в монастыре будет побольше тех людей, которые придут не просто за комфортными человеческими условиями, а тех, которые действительно идеологически находятся в поиске Бога, которые обрели истину в православии, в Иисусе Христе и остались служить Богу. Сейчас в монастыре не хватает именно таких молодых, образованных ребят после семинарии с убеждением, что их жизнь не мыслима без монашеского образа жизни. 

Записала Ольга Романова

Теги:
богословские курсы
послушание
публикации





Новости по теме