Публикации


21.03.2024

О любви к Богу и к ближним

Братья и сестры, при чтении великого Канона Андрея Критского мы слышали с вами, как автор-гимнограф раскрывает перед нами богатейшее разнообразие библейских (как ветхозаветных, так и новозаветных) сюжетов и персоналий. Здесь и трагическая история грехопадения Адама и Евы, здесь Каин и Авель, и первое убийство на земле, здесь и Исав, променявший свое первородство за чечевичную похлебку, здесь и Ноев потоп, здесь и Моисей, выводящий свой народ из египетского плена. Здесь и евангельская блудница, омывшая ноги Христа своими слезами, и евангельский мытарь, в сокрушении сердца бьющий себя в грудь со словами: «Боже, милостив буди мне грешному!», и многое другое.   Конечно, через весь этот калейдоскоп библейских историй и смыслов, образов и назиданий красной нитью проходит тема покаяния и возращения человека к Богу. Это вообще главный рефрен Великого Поста. 

Блаженный Августин говорил: «Люби и делай, что хочешь». Как мудро! Ведь, если бы мы, действительно, а не притворно, по-настоящему, а не в своем воображении и самомнении, любили бы Бога и людей, то мы не впадали бы в свои грехопадения. Корень всех грехов, как учат Святые Отцы, — это утрата любви к Богу и людям, это себялюбие, эгоизм и эгоцентризм. Если у кого-то из нас есть наивное убеждение, что он исполнен любви, то хотелось бы рассказать одну поучительную историю. 

     

Однажды один странник, обходя святые места, услышал, что в пустыне, в скиту, обитает схимник высокой духовной жизни. Странник решил посетить его и исповедоваться у него. Схимник принял его с любовью, и попросил написать исповедь на бумаге. Несколько дней странник пробыл в скиту, принося пред Богом покаяние, свои грехи он записал и отдал старцу. Тот внимательно прочел исповедь, а затем сказал: «Ты, брат, написал здесь много лишнего, а о самом главном даже и не вспомнил». Затем он продолжал: «Ты исповедуешь одни и те же грехи, а ведь Господь уже простил их тебе – ты не доверяешь Таинству Исповеди, и свои грехи говоришь вновь и вновь. Разве ты не веришь, что Кровь Христа, пролитая за тебя, уже смыла твои грехи? Достаточно исповедовать их один раз. Кроме того, ты пишешь о многих обстоятельствах, не имеющих никакого отношения к твоим грехам. Ты подробно рассказываешь о мысленных грехах – этого не надо делать: разбирая их, ты можешь опять осквернить свою душу воспоминаниями. Ты указываешь в своей исповеди других лиц: не надо в исповеди называть никаких имен – говори только о себе самом. И наконец, ты не сказал о самом главном, что ты не любишь Господа, что ты не любишь людей».

Странник возразил: «Отец, как мне не любить Господа?! Ведь я ради Него оставил все и странствую как нищий! Как мне не верить Евангелию, Его святым словам – кому же еще на земле верить мне? Как мне не любить людей?! Ведь их милостью я живу – каждый, кто подает мне копейку или кусок хлеба, спасает меня от голодной смерти, он – мой благодетель. Чем мне гордиться перед ними, когда я не имею ничего, кроме этих лохмотьев?» Схимник отвечал на это: «Брат, ты еще не познал внутреннюю духовную жизнь, поэтому ты не знаешь хорошо своего сердца, и совершенно не понял того, о чем я тебе говорю, – вот прочитай исповедь, которую принес мне недавно мой духовный сын». Он дал ему листки с исповедью, и странник стал читать вслух:

«Внимательно изучая свою жизнь, я понял, что совершенно не люблю Бога: кого я люблю, того ношу в моем сердце, имя его вспоминать для меня сладостно; кого я люблю, о том всегда помню и размышляю. А много ли я думаю о Боге? Большая часть мыслей моих – о временном, суетном и греховном. Из двадцати четырех часов в сутки едва ли один я посвящаю размышлениям о промысле Божием. Если бы я любил Бога, то я непрестанно, усердно и благоговейно молился, общался бы с Богом, прилежно изучал бы Слово Божие.  С охотой и радостью ходил бы в храм на богослужения. Но…  не вижу в себе этого.   

Если мы кого любим, то желания и волю его исполняем охотно, Сам Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Если бы я любил Бога, то выучил бы наизусть все заповеди Его и старался исполнять их. А если меня сейчас спросить, каковы эти заповеди, то я их даже не смогу перечислить. Поэтому я вижу, что не люблю Бога. Когда передо мной возникает выбор, поступить по воле Божией или по воле своего сладострастного сердца, то чаще всего я поступаю по влечению своих собственных страстей – значит, я не люблю Бога.

Что касается любви к людям, то, всматриваясь в себя и свою жизнь, я понял, что не люблю никого, кроме самого себя. Когда мы любим человека, то видим в нем только лишь доброе, а я вижу в людях одно худое, вижу их грехи. В одном себе нахожу я достоинства и добродетель. Значит – я не люблю людей. Кого мы любим, поступки тех оправдываем, а я, напротив, осуждаю всех окружающих меня как недостойных. Значит – я не люблю людей. Кого мы любим, того охотно прощаем, а я помню обиды долго, может, даже всю жизнь. Значит – во мне нет никакой любви.

Сказано в Священном Писании: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12:15), – но, внимая своему сердцу, я вижу, что благополучие и счастье людей меня вовсе не радует, я равнодушен к ним. Но вижу и еще нечто более страшное в себе: чужое счастье огорчает меня. И напротив, когда с людьми случается несчастье, то я, внешне сочувствуя им, внутренне злорадствую. Поэтому я понял, что не люблю людей, во мне нет ничего святого!

Вера моя – только внешняя. Если бы я верил Евангелию, то трепетал бы при мысли об аде, стремился бы получить Царствие Небесное, однако воспоминание о смерти и о будущей жизни не трогает моего каменного сердца. Я вижу, как вокруг меня умирают люди, но сам живу так, словно вечно буду здесь, на земле. Значит – я неверующий, значит – я не боюсь Бога. Даже темные духи, духи ада, ненавидящие Господа, по слову Писания, трепещут Его[13], но у меня нет и этого страха, который дан диаволу: я не трепещу угроз Божиих, с которыми Он обращается к миру и ко мне через пророков, – я совершенно бесчувственен.

Я преисполнен гордыни: всех людей в сердце своем я считаю ниже себя, а себя – неким избранником. Я превратил себя в какой-то кумир, которому только лишь и поклоняюсь. Если я читаю Святое Писание и творения святых Отцов, то не для того, чтобы исполнять их, а для того, чтобы прослыть мудрым перед верующими, пересказывая им Священные Книги. А если я встречаюсь с людьми мирскими, то, напротив, боюсь даже показать себя христианином, чтобы они не осмеяли меня и не назвали фанатиком. Перед мирскими людьми я стесняюсь даже осенять себя знамением креста, которым был спасен человеческий род. Поэтому-то я считаю себя человеком, вовсе не любящим Бога и людей,  даже не верующим, ибо вера без дел мертва есть».

Ужаснулся тогда странник и сказал: «Отец, действительно, я исповедовался в своих грехах, но этих грехов я не увидел в сердце своем. Что мне делать для того, чтобы возлюбить Господа?» И ответ схимника, братья и сестры, всем нам да будет в назидание. Он сказал: «Всю жизнь я тружусь над тем, чтобы возлюбить Бога. Труд этот – то, что принадлежит нам, но сама любовь – дар Божией благодати. Однако я могу дать тебе несколько советов. Ты знаешь, что такое увеличительное стекло? Это стекло имеет такую особенность: если собрать в него солнечные лучи и направить этот сконцентрированный свет на дерево, то оно постепенно разогреется и воспламенится. Ты же собери, подобно рассеянным лучам, ум свой в глубине сердца, держи в сердце своем имя Иисуса Христа, затем размышляй о благодеяниях Божиих, о том, что ты находишься непрестанно под потоком милости Божией, что каждый день жизни твоей – это дар Божий тебе. Так ты начнешь испытывать благодарность к Богу, а от благодарности рождается любовь. Затем каждый день читай Святое Евангелие, читай для того, чтобы исполнить его. Каждый вечер думай о том, как поступал сегодня, какой грех совершил, какую заповедь исполнил. Чтобы возлюбить людей, не осуждай никогда никого, а старайся помнить, что у каждого есть свои скрытые добродетели и говори: «Кто бы ни был этот человек, но он лучше меня». Врагам своим подавай тайную милостыню и всегда молись: «Господи, дай мне возлюбить Тебя с такой силой, с какой прежде я любил свои грехи!». Аминь!

Иеродиакон Кронид (Полежаев)

Теги:
Великий пост
покаяние
грех
иеродиакон Кронид Полежаев
канон Андрея Критского





Новости по теме