Публикации


10.01.2017

Жемчужина
Раифского заповедника

Любое озеро, независимо от его размера и глубины, является уникальным природным элементом ландшафта и неповторимо в своем очаровании. О, как прекрасны восходы на озерах! В утренние часы в полнейшей тишине под лучами восходящего солнца растворяется туман и на водной глади отражаются облака, деревья и кусты. Озера зарождаются, долго живут и медленно угасают. И только в естественных условиях окружающей среды возможно их сохранение. С сожалением приходится отмечать, что человек, включая озера в хозяйственную деятельность, с прогрессивной скоростью содействует их гибели. Достаточно сказать, что на территории Республики Татарстан с 60-х годов прошлого столетия пропало более 2,5 тысячи озер. Подобная участь ожидала и жемчужину нашего заповедника — Раифское озеро.

Об озерах этого края люди знали еще в древности. Так, путешественники  в XVI-XVII веках описывали этот край как область «Дикого черного леса», лишенного дорог, изобильного пушным зверем, северными оленями, лосем, боровой птицей и почти безлюдного. Сумрачные елово-пихтовые леса с примесью лиственных пород, величавые светлые боры, топкие болота, сказочной красоты озера  и лес — господин над всем. Люди — «лесная черемиса» — были истинными хранителями и полными хозяевами этого великолепия. Сохранению лесов способствовала и религия обитавших здесь людей, ведь они поклонялись духу неба — Юмо. А лес, по их понятиям, был вместилищем бога Юмо.

Первое достоверное описание Раифского озера имеется в архивах Казанской духовной академии, которое было проведено архимандритом Даниилом. И было дано в рукописи в 1842 году «Путешествие в Раифскую пустынь». Вот, как он описывает Раифское озеро: «Озеро, получившее от одной и той же причины, как и самый монастырь, название Раифского, в длину с запада на восток простирается примерно на 3,5 версты (т.е. 3,7 км — авт.). На середине содержит ширины от 50 и более сажен (1 сажень — 2,134 м), а на обоих концах, восточном и западном, вполовину уже…

Задний же конец тянется вдоль южной стороны той же ограды (т.е. монастырской) и прекращается на востоке далее от монастыря сажен на 40. А передний его конец начинается близ деревни Белой чрез соединение с другим озером, принадлежащим обывателям оной, и отстоит от монастыря версты на 3. Глубина в нем неодинакова. По предварительному измерению известно, что самая высокая глубина состоит на середине и восходит от 15 до 6 сажен, а в других местах от 6 и 3 и менее. Грунт дна также не везде одинаков: инде песчаный, а инде иловатый и тинистый… Вода в нем мягкая и пресная. Для питья приятная и здоровая… В озере водится великое множество разной рыбы…, в нем ловят язей, сорог, линей, окуней, щук, карасей и т.п.»

Уместно привести и слова лекаря Н.Баженова (1845) о Раифском озере: «Местоположение обители столько живописно, сколько мрачно и угрюмо. Она расположена у самого озера, наделяющего братию на целый год рыбою. Это озеро в длину около четырех верст. Один конец огибает только монастырь, а другой, со стороны северной, теряется из глаз и подходит под деревню Белую».

Однако история развития внесла серьезные изменения в этот нетронутый уголок природы.

Раифского озеро. Фото Эдуарда Закирова

После завоевания Казани войсками Ивана Грозного и падения  Казанского ханства были основаны деревни Ключи и Белая.

Началось интенсивное освоение территории. Вырубались большие площади лесов под пашни и сенокосы. И слабо дернистые почвы дождевыми потоками, но особенно весенним половодьем смывались в реки и оседали в озерах. Усилилось развитие овражно-балочной системы. Объемы смываемого грунта и оседания в Раифском озере составляли ежегодно от 20 до  50 тыс. куб. м. В результате озеро разделилось на два: Белое и Раифское.

Научное изучение жизни Раифского озера началось с 20-х годов прошлого столетия сотрудниками Казанского университета. Тогда длина озера была чуть больше двух километров. За 50 лет, с 1920 по 1970 годы, озеро сократилось на 760 м. В настоящее время длина Раифского озера составляет 1300 м, с максимальной глубиной 19 метров.
Профессор Казанского педагогического университета А.С. Тайсин писал в одной из статей: «Выносы почвогрунта медленно приближают гибель заповедного озера».  Им были разработаны рекомендации по борьбе с эрозией почв. Однако реализовать проект, требовавший больших  финансовых вложений, не удалось.

Благодаря организации Волжско-Камского государственного заповедника и специалистам-энтузиастам заповедного дела, усилились работы по спасению озера.

Работы велись по нескольким направлениям. Были найдены финансовые средства на очищение дна озера Белое с помощью земснаряда. Однако в связи с развалом Советского Союза до конца осуществить его не удалось (успели подготовить проектную документацию и котлован для складирования грунта со дна озера).

Начались работы по залесению и залужению берегов рек и оврагов. С привлечением волонтеров и учащихся Раифского спецучилища закрытого типа производилась черенковая посадка ивы по берегам р.Сумка. Эти неприхотливые и быстро растущие растения хорошо прижились и уже в первый год давали метровые побеги. А как были довольны ребята из училища — они всегда работали с энтузиазмом и просили приглашать еще.

Однако главным решением был выпуск, или реинтродукция, природных мелиораторов — бобров. Их отлавливали  на р.Вятка и на территории Раифского леса выпускали по рекам Сумка и Сер-Булак около заранее подготовленных искусственных гнезд. Бобры быстро освоились на новых местах. Начали воздвигать плотины, создавать пары и через год у них появилось потомство. Обычно пара бобров на своей территории строит от одной до трех плотин. В настоящее время, благодаря этим мерам, удалось существенно снизить эрозию и стабилизировать берега Раифского озера.

Анвар Аюпов,

Волжско-Камский природный заповедник