Публикации
Маленький храм
древней обители
Софийская церковь Раифской обители расположена рядом с въездными воротами в северной стене монастыря. Церковь высокая, но имеет настолько малую площадь храмовой части, что в ней может разместиться только небольшое количество человек. Собственно, церковь располагается как раз над редакцией газеты...
Эскурсоводы рассказывают туристам любопытные вещи о храме. Порой удивляешься некоторым подробностям, которым нет доказательства: никто не попадает в эту церковь, ведь она не действующая.
Чтобы как-то приоткрыть завесу над некоторыми загадками, обратимся к публикациям 19 века, к автору, который досконально описал эту самую маленькую церковь Раифского монастыря.
Итак...
Историческое описание, составленное протоиереем Евфимием Маловым (Издание Раифской пустыни, 1880). Софийская церковь
...Вход к ней идет по узкой лестнице. Когда основана была эта церковь, не известно. Прежде она была во имя св. Алексия человека Божия, а в конце прошлого века (18-го – ред.) она называется уже церковью Суда Божия. B 1794 году церковь эта, как пришедшая в ветхость, требовала возобновления. В 1794 году на церкви Суда Божия, где Алексиевские покои, верхнюю и нижнюю крышу предположено было сломать, поставить новые стропилы и покрыть новым тесом.
Софиская церковь. Фото 1897 года
Игумен Венедикт сообщал Епархиальному начальству, что возобновление этой церкви принимает на себя полковница Надежда Ивановна Киселева. Церковь, действительно, была ею возобновлена.
Игумен Венедикт получил благословение преосвященного освятить эту церковь, и она была освящена им 23 августа 1795 года соборно –с кафедральным протоиереем Георгием. И при этом возобновлении и освящении, вероятно по желанию возобновительницы, церковь была переименована во имя св. мученицы Софии и трех дщерей ея: Веры, Надежды и Любви.
Церковь иконостасом была украшена алтарною одеждою, снабжена благотворительницею без недостатка.
В иконостасе, вверху над царскими дверями, в вензеле крупные слова: 1795 от Р.Х. Во втором ярусе, над местными иконами, в клеймах изображено олицетворение Евангельских слов: 1) Взалкахся и дасте Ми ясти (Спаситель в белом одеянии и окружен светом; на левом Его плече голубой плащь. В стороне от Спасителя нищелюбец кормит алкающих — бедное семейство); 2) Возжадахся и напоисте Мя (изображение подобное); 3) странен бых и введосте Мене; 4) болен и постисте Мене (Спаситель лежит на облаках, смотрит вниз и указует рукою, а внизу – больница, в коей двое больных лежат на кроватях, а три человека оказывают им помощь. Внизу иконостаса, в 4 клеймах, одна притча о милосердном Самарянине.
Спаситель, на иконе по правую сторону царских врат, изображен в красном хитоне и голубом, на правом плече, плаще; вверху Его – херувимы. В левой руке Спасителя Евангелие, раскрытое на словах: Яко же возлюби мя Отец... сия есть заповедь моя (Иоан, 15 глав.).
Божия Матерь, на иконе по левую сторону царских врат, изображена отроковицей, покрытой длинным покрывалом, или плащем. Руки Ея сложены на груди крестообразно. Под этими иконами написаны тропари: «Пречистому Твоему образу...» и «Милосердия сущи...».
На царских вратах четыре, так сказать, благовещения: 1) повеление Архангелу от Бога; 2) Благовещение Божией Матери от Архангела: 3) благовещение св. праведной Анне о зачатии Девы Марии и 4) св. праведному Иоакиму о том же.
В 1826 году Июля 14 дня Игумен Раифской пустыни Аркадий доносил, что в бывшую, Июля 10 числа по полудни в 9 часу во время всенощного бдения, грозу от последовавшей молнии с громом на Софийской церкви, стоящей с северовосточной стороны с корпусом келлий, загорелась глава. Глава и укрепление поставленного креста обгорели, запорную задвижку у входной в церковь двери отшибло, стекла в оной двери и много в окнах выбило, иконостас опалило; состоящая с северной стороны каменная оградная стена, при ветхости от громовых ударов повредясь, Июля 12 числа совершенно разрушилась и упала. Под коею, как после было осмотрено, фундамента забучено не было, а складена оная была на подставленных небольших деревянных столбиках, кои сгнили. Об этом обстоятельстве постановлено было донести св. Синоду, а повреждения исправить. Игумен Аркадий Преосвященнейшему Иону, архиепископу Казанскому и Симбирскому, докладом изъяснил: что на устройство разрушенной молнией оградной стены материалов, как то извести и кирпичей в готовности не имеется, да и на покупку оных монастырской неокладной суммы достаточного количества нет, а потому и просил для устройства на Софийской церкви главы, покрытие на ней кровли листовым железом и на поправление обгоревшего иконостаса, равно и на устройство каменной оградной стены материалов, извести и кирпичей и на платеж каменщикам дозволить употреблять в расходы монастырскую церковную сумму. Его Высокопреосвященство 21 Февраля 1827 года церковной суммой воспользоваться дозволил, с сохранением однако всевозможной бережливости.
С начала восстановления монастыря прошло уже 25 лет. Все храмы практически восстановлены. Кроме одного, Софийского. До недавнего времени доступ в него был только через покои наместника монастыря архимандрита Всеволода...
Время беспощадно движется вперед. Настали перемены. Исполняющий обязанности наместника Раифского монастыря иеромонах Гавриил сообщил, что Софиский храм будет восстанавливаться.
– Уже этой осенью планируется заменить крышу и кровлю, сделать тепловой контур (как в ныне строящемся Казанском соборе), завести отопление. А в зиму начать внутреннюю реставрацию.
– Что подразумевается под внутренней реставрацией?
– К сожалению, практически все фрески, которые есть в описании историков, утрачены. Но хорошо, что сохранены стены. Их сначала надо привести в порядок: оштукатурить... Необходимо определиться со входом в храм.
Внутри Софийской церкови. Фото 2017 года
– Как часто в нем будут совершаться службы?
– Надо сказать сразу, что это будет домовый храм. У нас уже есть похожий: Новомучеников и исповедников Церкви Русской, который расположен в верхней части храма Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. Там службы совершаются один раз в год на престольные торжества. Видимо, в Софийском будет та же практика.