Публикации


14.11.2017

Тайна, известная лишь Единому Творцу

Сегодня мы видим, что приходские церкви, храмы монастырей заполнены верующими людьми, «синдром неверного Фомы» будто немного стих. Но встают вопросы: много ли людей идет путем спасения, насколько нам в жизни не хватает Бога?   (Мф.20:16; 22:14). Много званных, потому что Господь всех призывает стать наследниками Царства Небесного...

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН ИСАКОВ:
— Сегодня насущными стали вопросы глубины веры. Насколько человеку не хватает Господа? Получая от Бога блага, порой принимает за обыденное. У большинства людей так, даже, казалось бы, у верующих. Вот они – званные... Да, мы все несовершенны. И слава Богу, что есть хотя бы намерение измениться. Почти каждый чувствует в Нем внутреннюю потребность. Другое дело, как он это воспринимает. А Господь продолжает звать – а мы подчас остаемся такими бесчувственными и глухими. Да, Бог даровал людям свободу выбирать... Бог позвал всех, приготовил для всех путь и духовную трапезу на этом пути, даровал всё необходимое, чтобы любой человек смог спастись... Дело за каждым человеком в отдельности. Откликнешься ли и придешь?

Евангелия донесли до нас 3 варианта притчи об избранности:
Матф.20:1-16 о владельце виноградника, который нанимал работников утром, днем и вечером;
Матф.22:1-14 о царе, который звал людей на свадебный пир, устроенный для сына;
Лук.14:12-24 о богатом человеке, устроившем пир и позвавшем всех порадоваться с ним.
Все три были рассказаны Господом нашим Иисусом Христом в качестве иллюстрации того, каково Небесное Царство, или кто может спастись. Оказывается, спасение для Вечной Жизни предложено всем людям, про которых сказано: «много званных». Только проблема в том, что далеко не все они согласились откликнуться и придти на зов.


ИЕРОМОНАХ ИУСТИН (ДЕНИСОВ):
– Вера и неверие... Скажу, что существует еще и философия под названием агносцетизм. Люди, в основном живущие на Западе и придерживаясь этой философии (может, есть что-то, может, нет), будто остановились на полпути. И не отрицают Бога, и не верят. Но и даже такая категория людей ищет смысл жизни, и чаще всего обнаруживает бессмысленность земной суеты... А почему одни легко приходят к вере в Бога, а другие — вовсе не приходят? Это остается для нас тайной, известной только Единому Творцу.

Есть такая притча. Однажды молодой монах шел со своим учителем по берегу моря и задавал ему разные вопросы. Но на самом деле ему больше всего хотелось узнать, что думает старец о крепости его веры и на самом ли деле считает его лучшим из своих учеников? Ведь только его одного святой авва взял с собой в дальний поход, и они весь день, не зная отдыха, провели в пути...
— Авва, мне очень хочется пить, — попросил ученик.
Старец остановился, сотворил молитву и вдруг сказал:
— Пей из моря.
Ученик послушно зачерпнул из моря горсть воды и чуть не закричал от радости: морская вода на вкус была не соленой и горькой, а сладкой, словно из родника. Он бросился к морю, чтобы наполнить чудесной водой свой сосуд на тот случай, если по дороге ему снова захочется пить.
— Что ты делаешь? — удивился старец. — Или ты сомневаешься, что Бог не только здесь, но и повсюду?
Ученик снова отхлебнул из своего сосуда и тут же выплюнул: теперь вода была вовсе непригодной для питья.
— Вот видишь, брат, пока что глубину твоей веры можно измерить одним глотком воды, — сказал старец, разом ответив на все его вопросы.


ИЕРОМОНАХ ВЛАДИМИР (ОВЧИННИКОВ):
— Уже первые люди, Адам и Ева, видевшие Бога, так сказать, лицом к лицу, проявили свое неверие. Причиной была гордость, а она есть, по словам преподобного Макария Великого, в самом чистом человеке. С  тех пор человек остается в состоянии падения, отпадения от Бога, удаления от Него — большего или меньшего.И как первые люди не смогли удержать близость Бога, то совершенно так же не сможет удержать близость к Богу, веру в Него и все человечество.
Об этом ясно возвестил Сам Господь Иисус Христос:  (Евангелие от Луки, глава 18, стих 8).

Причина заключается в самой природе человека, которая является изменяемой. Неизменен один Бог, все прочее подвержено изменению. Но в отличие от остального творения человек имеет свободу воли, благодаря чему может сделать выбор между верою в Бога и неверием. За правильное употребление такой свободы он и подлежит ответственности.

Как люди приходят к вере? Если бы доступ к сей тайне духовной жизни существовал, то знающие способ влияния использовали его в своих целях.

Уже полтораста лет назад святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе: кто открытый безбожник, кто атеист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления».

Что если на душу наступают помыслы неверия? Обычный способ — прибегнуть к молитве, к просьбе — чтобы Господь укрепил веру. Другой вполне доступный способ, как советуют опытные люди, — прочитать в Евангелии от Иоанна главы, посвященные страданиям Христа.

Тем, кто может приехать или прийти в Раифский монастырь, советую помолиться перед чудотворной иконой Божией Матери «Грузинской». Хорошо обратиться к любым местным святыням.

Как понять, насколько истинно ты веришь? В ответе на сей вопрос лучше не полагаться на себя. Так легко прийти к самонадеянности. Бесплодно мучаться сомнениями относительно своей веры — это признак гордости и тщеславия. Наш милосердный Господь принимает нас со всеми нашими немощами, телесными и духовными. Вера — признак духовного здоровья, а сила духовная у каждого своя, своей меры, как и сила телесная. Притча о талантах и говорит о сем. Таланты же дает Бог. Мы можем их умножать и терять, скрывать...

Опасно гордиться тем, что сила — своя, мне принадлежащая, мною приобретенная. За всеми событиями в нашей жизни невидимо стоит Творец, даже благая мысль влагается именно Им, как прекрасно говорит преподобный Макарий Великий. Нам остается благодарить Его за то, что Он по неведомым нам причинам посетил нашу нищету. Святитель Тихон Задонский замечательно сказал, что наше в нас — только «злость, тьма, грехи».