Публикации
О тайне исповеди
и покаянии
Вот и отошли в прошлое зимние торжества. Тысячи человек побывали в монастре, особенно на Крещение – люди приезжали за явным чудом Господа нашего Иисуса Христа, выстаивали очереди и получали желаемое чудо... материальное. И увозили канистры и бутыли с освященной водой в свои дома и хозяйства: «Мы хотим жить хорошо здесь и сейчас!» А вот потому так редки сообщения о чудесных исцелениях из этих очередей. Но зато каждый христианин приведет немало случаев сверхъестественного вмешательства в его жизни, которые свидетельствуют о ежеминутной заботе о нас нашего Создателя и Вседержителя. Самое главное чудо...
«Самое великое чудо совершается на Литургии. Таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным...» С этих слов началась наша беседа с исполняющим обязанности наместника Раифского монастыря иеромонахом Гавриилом (Рожновым).
— Отец Гавриил, и к этому принятию чуда на готовиться. А перед Причащением следует совершить Таинство исповеди. В связи с этим - первый вопрос, который поступил на электронную почту редакции: в чем отличие раскаивания человека от покаяния?
– Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по-другому, то есть правильнее. Но в раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. Хотя, надо признать, раскаяние – это первый шаг к покаянию.
Покаяние же – это не только признание своей вины, но и обращение к Богу за помилованием. Возьмем пример из Библии: Иуда, который раскаялся, а потом повесился. Почему? Потому что он не поверил в милосердие Божие. Он отчаялся. Вот такое раскаяние осуждается Церковью, об этом пишут и святые отцы. То есть, покаяние – это именно раскаивание с обращением к Богу. Покаяние начинается в душе человека и логично должно завершаться исповедью вслух перед священником. Исповедь – венец покаяния.
— А есть ли разница между покаянием и самоедством?
– Покаяние нацелено на то, чтобы выявить в себе грех, распознать его, понять его корни, раскаяться в нем и освободиться от него с помощью Божией, повторюсь, через Таинство исповеди. Человек должен принять свой грех, познать свою немощь, как говорят святые отцы, «принести ее к Богу, положить к ногам Бога и сказать: «Вот я такой, помоги исправиться». А не заниматься самоедством, самокопанием. Как сказано в Псалтыри, «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит».
Да, есть такой аспект, – при покаянии осуждать в себе все, что не нужно, заедать себя. Конечно, нужно разбираться в себе, в своих грехах. Но как? По слову преподобного Петра Дамаскина, «покаяние должно совершаться между страхом и надеждой». Между страхом Суда Божиего и надеждой на Его милосердие. Так что жизнь христианина и существует между страхом и надеждой: мы должны видеть свои грехи, ужасаться им, но в то же время надеяться на милосердие Божие.
Спасаемся мы милосердием Божиим, а не своими подвигами или трудами. Почему? Потому что если наших трудов было бы достаточно, не нужно было приходить в мир Спасителю. Наше состояние таково, что наши души нужно спасать. Надо сказать, человек становится христианином лишь тогда, когда наинает понимать, что погибает. И это очень важный этап, это начальная точка христианской жизни, точка покаяния, «возвращение блудного сына».
— Мы часто исповедуем одни и те же грехи, будто сомневаемся в их прощении.
– Это не сомнения, это признание своей немощи, что мы опять и опять падаем. Но было бы гораздо хуже, если бы мы в них не каялись.
Признание своего греха и признание его на исповеди, человек привлекает милосердие Божие. Все равно потихонечку процесс совершенствования происходит. Не сразу.
– Хуже было, если человек грешил бы и не каялся. Как объясняют святые отцы, Господь оставляет человека, чтобы тот помучился в своих страстях. Для чего? Во-первых, чтобы познать свою немощь, во-вторых, научиться смиряться с этим. Так же у святых отцов есть похожее учение: Господу нетрудно быстро нам дать нам бесстрастие. Но это будет для наших душ не полезно. Мы загордимся, а гордость – это и есть самый страшный грех. Господь даже святым людям оставляет небольшие немощи, которые человека смиряют и не дают загордиться. Так что покаяние – это постепенный и долгий процесс. Если даже приходит сознание, что я раздражителен и горд, это не значит, что с этого момента я стал смирен и кроток. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель – не груша. Сразу не съешь».
Греховная страсть – это бурьян с длинными корнями, мы можем обрезать ветки, но если корень глубоко в земле и живой, то постоянно будут произрастать новые побеги. На исповеди мы будто пропалываем этот побег, выпалывает, и, кажется, вот... земля уже чистая... И вдруг опять побег, опять росток, опять этот грех прорастает. И все равно эти корни, эти страсти, мы должны постепенно выкорчевывать из себя. И покаяние – как раз одно из средств такого «выкорчевывания корней» из сердца.
— Многое идет от маловерия?
– Часто можно услышать: у меня нет веры, А на самом деле она есть, но ее мало. И в ней, как и в любой страсти, нужно каяться. Как апостол Фома: «Верую, Господи, помоги моему неверию».
— Скажу с осторожностью, что иногда ощущаешь ясную помощь Бога тебе…
– Есть же причта, когда человеку показали путь его жизни, как следы на песке. Сначала видны два ряда следов, и в одном месте следы прерываются. Человек, показывая Богу на следы, говорит: «Вот Ты шел со мной, а когда мне было трудно, я оставался один. Почему так?» А Господь отвечает: «Присмотрись повнимательнее к следам. Там, где двойной след прерывается, одиночный след становится глубже. В этот момент Я нес тебя на руках».
И в такие моменты, когда у нас скорби какие-то, кризисы в жизни, мы чувствуем, что рука Божия нас бережно несет...
– Ну да, но от этого же стыдно…
– Да, стыдно. Это у всех так, абсолютно. Не падать свойственно Ангелам, не падать и не вставать свойственно бесам, а человеку свойственно и падать, и вставать. И так до конца жизни, к сожалению.
— Пройдет совсем немного времени и наступит Прощеное воскресенье. Последний вопрос на сегодня: «Как простить человека, который сделал тебе нестерпимо больно?»
– Приведу в пример совет оптинского старца преподобного Никона (Беляева): «Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам». Хотя бы внешне. Стараться оставаться благодушным, тогда Господь постепенно и ваше сердце умягчит к неприятному тебе человеку. За твое старание Господь подаст тебе другое чувство. Сердце нуждается в пожизненном подвиге очищения. У Григория Нисского есть выражение, что мы должны быть камнетесами своего сердца.
Чаще всего от природы дано гордое, самолюбивое, жестокое сердце, но если человек борется с такими наклонностями сердца своего, исправляет свой характер, то от Бога будет большая награда, даже за одно стремление к изменениям.
— Спасибо, отец Гаврил, что нашли время для ответов на вопросы.
– Во славу Божию.
Беседовала Ольга Крестинина