Публикации
Христианин не может не любить
Беседа перед рождественскими праздниками на тему любви друг к другу: как важно порадовать ближнего вовремя, и вовремя друг друга любить...
«Сердечное тепло и радость искренних объятий, доброе слово, отзывчивость, чуткость – разве не ради этого стоит жить? Очаг любви, несущий тепло сердца самым родным, согреет и других людей, согреет везде, где бы любящий ни трудился, общался, ходил, ибо источник тепла – он везде согревает», – слова эти и задали тему для разговора со священником Раифской обители иеромонахом Макарием (Семеновым).
– Почему так получается: на богослужениях, в проповедях много говорится о любви и в то же время чувствуется ее острейший дефицит? Что нужно знать о любви в свете Нового Завета?
Иеромонах Макарий:
– Апостол Иоанн Богослов говорит в Евангелии: «Бог есть Любовь». Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный». К совершенству можно и нужно стремиться, но достичь его невозможно. Поэтому стремиться любить – это наш удел в земной жизни, но возлюбить всех, как Господь – это удел редких святых. Причем мы видим из Священного Писания, что и святые, бывало, ссорились.
На проповеди священник находится в очень сложном положении: по педагогическим соображениям он вынужден поднимать «планку» выше, чем сам может дотянуться. Поэтому слов может быть много, а дел любви мало. Да и потом, все относительно. Любовь целомудренна и не любит быть рассматриваема через микроскоп. Это не шоу: «Эй, покажите нам любовь!» К тому же, мне кажется, у нас в монастыре все нормально с любовью друг ко другу. Мы живем как в большой и дружной семье.
– Чем обычная (человеческая) любовь по существу своему отличается от христианской?
Иеромонах Макарий:
– Человеческая любовь – это любовь к так называемым «своим», объект же христианской любви – все люди, даже враги. Но так любит может только Бог. Постоянно пребывать в любви могут только те, кто находится в Царстве Небесном. Мы же можем лишь пытаться делать это.
– Как достичь христианской любви? Ведь все это не так просто— раскрыл свою душу и всех возлюбил… Чтобы иметь радость и мир, нужно чувствовать себя счастливым. Но как этого достичь в нынешних непростых условиях, когда жизнь дорожает и цены растут?
Иеромонах Макарий:
– Любовь божественная преподается нам энергией Бога – благодатью. Когда Святой Дух поселяется в человеке, то дает ему познать сладость этой любви. Поэтому святым «легко» любить. Стяжите Святой Дух, Он научит вас любить. В таком мире, как сейчас, с его бешеной скоростью, с обменом информацией, перемещением, изменчивостью, количеством соблазнов, достичь не то что любви, даже спокойствия порой невозможно. Поэтому стяжание любви и является подвигом, потому что это сложно. Более того, современный человек очень горд и самонадеян – с одной стороны, слаб и пуглив, склонен к магии и излишнему мистицизму – с другой. Ему полезно разочароваться в вере в самого себя, чтобы прийти к Богу.
– Господь Иисус Христос заповедует нам возлюбить ближнего своего как самого себя (Мф. 22:39; Мк. 12:31; Лк. 10:27). То есть для того чтобы любить ближнего, нужно любить себя? Что значит любить себя? Не эгоизм ли это?
Иеромонах Макарий:
– Любить себя нужно правильно. Христианская любовь – это «правильная» любовь, то есть то, что ведет к пользе, счастью, которое никогда не прекратится. Бог хочет, чтобы все мы оказались в Царстве Небесном. И если человек знает, как его достичь, что ему нужно делать для этого, то он и другого в таком случае может научить. А эгоизм это или нет – это всего лишь слова. Скажем, у меня болит зуб и я иду к стоматологу. Это эгоизм, но он «правильный».
– В 13-й главе Первого послания к Коринфянам святой апостол Павел воспевает гимн любви: любовь долго терпит, милосердствует, <…> не завидует…
(ст. 4) — и заключает свою речь о любви: любовь никогда не перестает (ст. 8). Как понимать эти строки?
Иеромонах Макарий:
– Христос победил смерть; Он приглашает нас всех в Свое Царство – Царство универсальной любви, и от нас зависит, захотим ли мы жить по принципам этой любви, то есть по новозаветным заповедям. Для святых Царство Небесное начинается еще здесь, на земле, они не хотят потерять это состояние. А нам нужно еще потрудиться, умереть, воскреснуть, и тогда любовь больше не прекратится.
Более десяти лет тому назад, по заданию редакции, пришлось мне побывать впервые на острове Свияжск, брать интервью у его первого, после передачи Русской Православной Церкви, наместника Успенского монастыря — игумена Кирилла (Коровина). И была у нас похожая тема разговора. Никогда не забуду, как игумен сравнил верующего человека с влюбленным:
«Верующий человек похож на влюбленного. Любовь переполняет его, она настолько велика, что словами этого не объяснить. Он несет в себе радость: становится не таким, каким был раньше. Начинает видеть все в другом свете и готов поделиться этим переполняющим его чувством со всем миром...»
Именно тогда он рассказал мне притчу о материнской любви. Думаю, сейчас будет как раз к месту ее напомнить: озлобленный сын бегает за матерью и бьет ее горящей головешкой, а та, закрываясь от него, предостерегает: «Сыночек, руки не обожги». Разве это не показательно? Не по-христиански? Вот это и есть настоящая любовь, которая не думает о себе, а только о другом: – Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34)
А вот и вывод: христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом.
А Бог есть любовь. И образ Божий есть в каждом человеке, а подобие — это некая цель и задача. Уподобится человек должен в результате своей жизни. Вот и цель. А средств для этого тысячи...
***
После беседы с отцом Макарием невольно возникла следующая тема дл разговора: «Отчего оскудевает любовь среди христиан?»
Всем известно, что начало духовного падения и его конец — это гордость. Но гордость многовидна и многолика. Если, к примеру, с виду листочек зеленый и свежий, даже с капелькой наичистейшей росы, а загляни под него, там и тля может быть и ржа... Так и гордость — не сразу распознаешь...
Ольга Романова,
Александр Ассельборн