Публикации


21.02.2021

«Телесные подвиги вмале полезны»

«Лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом», – считает Предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Кирилл. В согласии с ним – наместник Раифской обители игумен Гавриил. После проведенного хоккейного матча он ответил нам на несколько вопросов.

– Отец Гавриил, как православным относиться к спорту? Нужны ли спорт и физическая культура православному человеку и насколько применима к христианину поговорка «В здоровом теле – здоровый дух».

– Поговорка «В здоровом теле здоровый дух» имеет место быть, но полное выражение звучит иначе: «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача». Здоровое тело без воспитания души приносит человеку больше вреда, чем пользы. Развитие человека должно быть гармоничным, и здоровое тело не гарантирует духовного здоровья человека, а при небрежении о последнем, даже может и навредить, поэтому человек призван к гармоничному развитию, и есть такая поговорка, которая мне даже больше нравится: «Бой с собой — самый главный бой, и лучшая  победа — победа над собой». 

В Послании к Тимофею апостола Павла есть такие слова «Телесные упражнения вмале полезны, благочестие же на все полезно». Здесь апостол доводит до нас мысль о том, что христианину нужно прежде всего заботиться о своем духе, воспитывая душу для вечности, но не отвергается полностью и не умаляется значение телесных упражнений. Забота о теле носит характер временного, то есть тело нужно нам для жизни на земле. А, согласно учению святых отцов, тело — это такой ослик, на котором мы должны доехать до Царства Небесного, и ослика этого тоже нужно поддерживать, чтобы он дошел до конца пути. Если мы недосмотрим, он упадет на полпути и до конца не дойдет, поэтому о теле тоже необходимо заботиться, как об одной из составных частей человека. 

– Узнав про соревнования по хоккею на Раифском озере, некоторые люди в соцсетях заявляют, что подвижники, святые не были спортсменами, они за своим бренным телом не следили, а спасались постом и молитвой... Хотелось бы разобраться в двух этих крайностях. 

– Раньше люди были физически крепкие, и мы, даже читая жития недавних по времени святых подвижников Православной  Церкви, видим, что они приходили уже в монастырь телесно крепкими, потому что человек воспитывался с детства в телесных трудах, питался здоровой пищей, а сейчас человек намного слабее, и зачастую в монастырь приходят городские жители, поэтому поддержание тела лошадки, на которой мы должны доехать до Царства Божьего, необходимо. И, возможно, где-то, при отсутствии телесных трудов, физические упражнения могут их где-то в чем-то заменять, но это опять же должно быть гармонично с развитием души, поэтому лучше физические упражнения, чем дряхлое и больное тело, которое не сможет молиться. Есть в каноне ко Пресвятой Богородице слова: «немощствует тело — немощствует и душа моя», при немощи тела и душа не может молиться...

Воспитание души очень сходно с воспитанием тела. Так, само слово «аскетика» имеет значение «духовного атлетизма». Аскет тот же атлет, то есть как атлет заботится о своем теле, воспитывает и тренирует его, так же и православный подвижник должен заботиться о том, чтобы воспитывать свой дух, и в этом много сходного. Необходимо совершать ежедневные усилия для воспитания своей души и духа так же, как и упражнения для своего тела.

– Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом? 

– Физическая культура для христианина полезна, потому что нужно воспитывать свое тело, как дарованное нам Самим Богом для земной жизни. Неприемлем виды спорта, где допускается и культивируется агрессия, потому что здесь невозможно обойтись без разжигания страсти гнева, а христианину необходимо бороться со страстями, в том числе и со страстью гнева. Поэтому никакие агрессивные виды спорта не приветствуются в православии. Вот и наш хоккейный турнир назван «Кубок Дружбы», и это не только спортивное состязание, но больше праздник, который призван воспитывать молодежь в традициях  физической культуры, уважения к своей истории, своей Родине. Недаром участники матча – люди из разных конфессий.  

– Отец Гавриил, а где, на Ваш взгляд, грань между спортом и фанатизмом?
 

– Думаю, человек должен заниматься физической культурой своего самосовершенствования, а не для превосходства над кем бы то ни было, без проявления агрессии, может быть, для защиты себя. Известно, что многие воины были православными подвижниками, например, Ослябя и Пересвет, которые участвовали в Куликовской битве.

Спорт и физическая культура, конечно, могут стать альтернативой телесному труду, которого сейчас так не хватает молодому поколению, может стать альтернативой нездоровым тенденциям в молодежной жизни. То есть занятия физической культурой могли бы увести молодежь с улиц, отвлечь от участия в каких-то негативных процессах и явлениях, направив внимание на развитие собственного тела, которое должно происходить, прежде всего, в духовно-нравственном ключе.

Сейчас много говорят о так называемой православно ориентированной физической культуре, в основе которой лежат базовые христианские ценности, то есть физическая сила не для агрессии, а для самообороны, например, или для защиты Отечества. И здесь мы как раз и можем привлечь молодежь, используя физическую подготовку и спорт как одно из направлений деятельности и площадок для православной миссии в молодежной среде.

– Значит, проведение турнира неслучайно? 

– Что касается турнира, то сама идея началась с организации в этом году катка на Раифском озере. Приезжал в монастырь с гостями вице-президента Федерации хоккея РТ Андрей Александрович Рябов, увидел наш каток и радующихся людей. И поэтому решили устроить спортивный праздник. 

Потом эта идея переросла в полноценный турнир между конфессиями, между различными этническими группами Татарстана, который и был назван «Дружба». К нему подключились и команды из соседних регионов, и это явление переросло в такое полноценное спортивно-массовое и культурное мероприятие.

***

«Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами. Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19). Это не просто физическая субстанция. Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан — членов Церкви».  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Ольга Романова

Теги:
наместник
публикации
хоккейный матч





Новости по теме